Россия и Узбекистан договорились о развитии транспортного коридора через Каспийское море
Каспийский транзит

Россия и Узбекистан договорились о развитии транспортного коридора через Каспийское море

По приглашению Президента Российской Федерации В.В.Путина Президент Республики Узбекистан Ш.М.Мирзиёев посетил 5–7 октября 2023 года Российскую Федерацию с официальным визитом.

Сообщается, что в ходе переговоров рассмотрены состояние и перспективы многопланового сотрудничества двух государств, актуальные региональные и международные вопросы. Сторонами выражено удовлетворение высоким уровнем межгосударственного диалога, основанного на принципах равноправия, взаимного уважения и учета интересов.

На встрече глав государств отмечалось, что за прошлый год рост товарооборота составил 26 процентов, а за первые полгода, за семь месяцев текущего года – уже 14,4 процента.

Россия занимает уверенно первое место в торговом обороте Узбекистана с иностранными государствами. Три тысячи компаний с российским участием работают в Узбекистане, 700 компаний узбекских работают в России.

«Мы приняли ряд серьёзных решений долгосрочного характера по развитию наших торгово-экономических связей. Активно работает межправкомиссия, и причём не просто активно, но результативно», — отметил Владимир Путин.

Глава России также подчеркнул хорошие межрегиональные связи двух стран, позитивное развитие гуманитарного сотрудничества, активное взаимодействие на международной арене.

Шавкат Мирзиёев, со своей стороны, отметил важность подписанной в Самарканде Декларации о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве и союзничестве, которое способствует развитии двустороннего сотрудничества.

По прогнозу главы Узбекистана по итогам года товарооборот достигнет рекордных 12 миллиардов долларов. А в среднем рост торговли каждый год составляет 20 процентов. Немаловажную роль в этом процессе, по словам Ш. Мирзиёева играет региональное сотрудничество, в том числе проведение регулярных Форумов межрегионального сотрудничества между Россией и Узбекистаном.

По итогам переговоров подписан пакет документов, в том числе Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан по вопросам поставки нефтепродуктов железнодорожным транспортом, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о расширении сотрудничества в области поставок нефти,  Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан об учреждении Генерального консульства Российской Федерации в городе Самарканде и др.

Кроме того, В.Путин и Ш.Мирзиёев приняли Совместное заявление об углублении отношений всеобъемлющего стратегического партнёрства и союзничества.

Среди положений подписанного Заявления особого внимания заслуживает пункт 6, в соответствии с которым стороны декларируют, что их сотрудничество в транспортной сфере будет ориентировано на обеспечение более высокой эффективности действующих транспортных коридоров путем формирования конкурентоспособных тарифов на перевозки грузов и создание новых транзитных маршрутов на направлениях Каспийского региона (выделено редакцией), Южной и Юго-Восточной Азии, стран Персидского залива.

Следует отметить, что в развитие договоренностей на высшем политическом уровне в рамках официального визита главы Узбекистана в Россию министр транспорта Республики Узбекистан Илхом Махкамов провел двустороннюю встречу с министром транспорта России Виталием Савельевым.

Сообщается, что на встрече обсуждены перспективы развития взаимного сотрудничества в транспортном секторе. Стороны пришли к соглашению об увеличении объемов грузоперевозок автомобильным и железнодорожным транспортом, совместном развитии международных транспортных коридоров, в том числе организации грузоперевозок между двумя странами по альтернативному коридору Узбекистан – Туркменистан – Каспийское море – Россия, дальнейшем расширении сотрудничества в области цифровизации транспортного сектора и обмена опытом в данном направлении.

Также достигнута новая договоренность об увеличении количества регулярных авиарейсов на договорных маршрутах Ташкент–Москва.

Кроме этого обращает на себя внимание состоявшаяся 4 октября в Москве встреча генерального директора – председателя правления ОАО «РЖД» Олега Белозёрова и и.о. председателя правления АО «Узбекистон темир йуллари» Зуфара Нарзуллаева, на которой обсудили все направления совместной работы двух компаний.

Известно, что по итогам встречи заключен меморандум, задающий курс на углубление сотрудничества в области железнодорожных перевозок между Россией и Узбекистаном. Согласно документу, предусматривается развитие двустороннего и транзитного железнодорожного сообщения между Россией и Узбекистаном, а также реализация потенциала существующих и развитие перспективных международных мультимодальных транспортных коридоров.

По информации портала 1520International, железнодорожные администрации двух стран имеют положительный опыт сотрудничества. Так, по словам начальника управления маркетинга и логистики АО «Узбекистон темир йуллари» Умидуллы Ибрагимова, сторонами приняты льготные тарифы для перевозок грузов в рефрижераторных контейнерах объёмом 40 футов и более по железным дорогам Узбекистана, Казахстана и России. Ведутся переговоры между внешнеэкономическими ведомствами двух стран о реализации проекта «Агроэкспресс» по организации маршрутных перевозок продуктов питания между Узбекистаном и Россией с участием инфраструктур двух стран.

Узбекская сторона активно выступает за развитие нового мультимодального коридора Беларусь – Россия – Казахстан – Узбекистан – Афганистан – Пакистан.

По мнению заместителя министра транспорта Узбекистана Жасурбека Нуриева, новый коридор делает путь в Южную Азию дешевле и короче альтернативных проектов. Новый маршрут на 900 км короче, чем самая короткая – западная – ветвь МТК «Север-Юг».

«Центральноазиатская республика очень хотела бы видеть Россию в числе участников глобальных проектов по формированию транспортных коридоров практически через весь континент», – отметил он.

По мнению заместителя генерального директора АО «ИЭРТ» (дочерняя компания ОАО «РЖД») Алексея Замкового новые перспективные железнодорожные маршруты через территорию Афганистана, участвующие в формировании восточной ветви МТК «Север – Юг», могут быть задействованы в обеспечении торгово-экономических связей России, Беларуси, стран Центральной Азии (Казахстана, Узбекистана) как с самим Афганистаном, так и с другими странами Южной Азии. При реализации планов строительства новых железнодорожных линий на территории Афганистана дополнительные перспективные международные грузопотоки будут привлечены также на железнодорожную инфраструктуру России, Казахстана, Узбекистана.

Анализ показателей взаимной торговли и перевозок грузов по сети ОАО «РЖД» в сообщении между Россией с Афганистаном свидетельствует о том, что более 90% торговли между странами в натуральном выражении обеспечивается железнодорожным транспортом. При этом 75% грузопотоков, составляющих товарооборот России и Афганистана, идут через железнодорожный пункт пропуска Галаба и далее по линии Хайратон – Мазари-Шариф, продолжением которой будет являться перспективная трансафганская железная дорога.

«Привлечение дополнительного грузопотока на железнодорожную инфраструктуру России для перевозок в сообщении с Афганистаном возможно по мере роста объёмов взаимной торговли между странами, что напрямую зависит от темпов экономического роста Афганистана в среднесрочной перспективе», – резюмировал Алексей Замковой.

Таким образом, результаты октябрьских российско-узбекистанских переговоров свидетельствуют о планах Москвы и Ташкента существенно нарастить сотрудничество в транспортной сфере, которое будет концентрироваться на развитии МТК «Север-Юг», а также на  перспективном проекте коридора Узбекистан – Туркменистан – Каспийское море – Россия.

Влад Кондратьев

18 октября, 2023

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Наши партнеры
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели