Каспийский политический центр – ведущий американский мозговой центр, занимающейся изучением политики, экономики и безопасности в регионе Каспийского моря, опубликовал доклад под названием «Афганистан, как часть Центральной Азии. Перспективы реинтеграции» (AFGHANISTAN AS A PART OF CENTRAL ASIA.THE CASE FOR REINTEGRATION)
Авторы материала:
Посол Ричард Э. Хоугланд — председатель программы «Безопасность и Политика»
Посол Ричард Э. Хоугланд был первым заместителем помощника госсекретаря США по делам Южной и Центральной Азии с октября 2013 года по август 2015 года. Перед этим десять лет проработал в странах Южной и Центральной Азии. Был заместителем посла США в Пакистане (2011-2013), послом США в Казахстане (2008-2011), послом США в Таджикистане (2003-2006) и временным поверенным в делах США в Туркменистане (2007-2008).
До своего дипломатического назначения в Среднюю Азию Хоугланд был директором Управления по делам Кавказа и Центральной Азии в Бюро по делам Европы и Евразии Государственного департамента. В этой должности он подготовил и провел переговоры по четырем ключевым двусторонним документам, определяющим укрепление отношений центральноазиатских государств с Соединенными Штатами после событий 11 сентября.
Жозефина Фройнд. Стажер-исследователь, программа безопасности и политики
Выпускница Университета Джорджа Вашингтона, специализация — история и преподавание русского языка и литературы. В настоящее время она получает степень магистра в области международных отношений в Королевском колледже Лондона. Знает и говорит на русском, персидском, иврите, испанском и французском языках. В качестве стажера-исследователя программы «Безопасность и политика» в Каспийском политическом центре занимается исследованиями и написанием статей о наиболее важных проблемах Каспийского региона.
Акбота Карибаева — менеджер программ Каспийского политического центра.
Работала аспирантом-исследователем в Центре демократии Чикагского университета, где поддерживала проект по риторическим стратегиям политиков-популистов. Во время учебы в бакалавриате она участвовала в исследовательском проекте, направленном на создание всеобъемлющей базы данных совместных военных учений, в которых участвовали Казахстан, Россия и Беларусь, чтобы проверить многовекторную внешнюю политику Казахстана в области безопасности. Ее нынешний профиль — политические режимы, сотрудничество в области безопасности, экономическое развитие и энергетические рынки Каспийского региона. В настоящее время Акбота получает докторскую степень по политологии в Университете Джорджа Вашингтона.
Редакция портала «Каспийский вестник» предлагает ознакомиться с переводом аналитического материала.
Вступление
Если рассматривать знаменитый Шелковый путь Средневековья, проходивший через Центральную Азию, то Афганистан всегда был частью этого пути. Однако в последние десятилетия из-за политических проблем и проблем безопасности Афганистан в целом рассматривался как отдельная страна от Центральной Азии. В соответствии с официальной политикой США на ближайшие пять лет – Стратегией национальной безопасности США для Центральной Азии – Вашингтон настоятельно призывает пять центральноазиатских государств работать над возвращением Афганистана в свое «лоно». Это не только облегчило бы развитие Афганистана, но и улучшило бы региональные связи и смягчило бы проблемы безопасности, исходящие из Афганистана. Этот план кажется логичным, но на практике осуществить такое воссоединение было бы трудно.
До того как центральноазиатские государства — Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан — вошли в состав Советского Союза, Афганистан был естественной частью Центральной Азии. Однако советское правление над этими пятью странами привело к возникновению культурных и политических барьеров, затруднявших включение Афганистана в эту группу государств Азии. Русский язык облегчал общение и сотрудничество между пятью странами, но при этом ещё более изолировал Афганистан. Кроме того, советская инфраструктура и влияние привели к другому вектору развития данных стран, существенно отличающегося от того, что пережил Афганистан на протяжении большей части 20-го века. Несмотря на это, Афганистан и центральноазиатские советские республики все еще были связаны общими историческими и этническими узами. Как и большинство стран Центральной Азии, Афганистан является многонациональным государством, где проживает значительное количество этнических таджиков, узбеков и туркмен [1].
Политика США
После распада Советского Союза и обретения независимости его центральноазиатскими республиками Соединенные Штаты стали все активнее вкладывать средства в дела Центральной Азии, как экономические, так и политические. Вашингтон неоднократно подчеркивал свою поддержку суверенитету, независимости и территориальной целостности этих стран. Однако в тот же период Афганистан пережил совершенно иную историю, в которой доминировали усилия талибов стать высшей политической силой в этой стране. В последнее время американо — афганские отношения приняли иной оборот, когда Белый дом заключил историческую сделку как с правительством Афганистана, так и с талибами. Для содействия более активному развитию, миру и региональному взаимодействию, официальная политика США призывает центральноазиатские страны смотреть на Афганистан как на среднеазиатскую нацию. В прошлом Соединенные Штаты относились к Центральной Азии и Афганистану как к двум различным образованиям [2]. А теперь американские официальные лица стремятся интегрировать Афганистан в Центральную Азию.
В ходе круглого стола 5 февраля 2020 года в Фонде Наследие, последовавшего за визитом госсекретаря Майка Помпео в Центральную Азию, тогдашний исполняющий обязанности помощника госсекретаря США по Южной и Центральной Азии Элис Уэллс заявила: «Большая перемена заключается в том, что Афганистан — это государство Центральной Азии, и мы должны сделать частью нашей политики стремление помочь региону достичь того уровня взаимосвязанности, в которым они нуждаются, как государства, не имеющие выхода к морю» [3]. Страны, не имеющие выхода к морю, обычно сталкиваются с большими барьерами для общего социально-экономического развития, и поэтому важное значение для внутриконтинентальных государств имеет выход на транспортные сети соседей [4]. Очевидно, что в интересах Соединенных Штатов пересмотреть определение Афганистана, как центральноазиатской страны из-за проблем общих для всего региона. Экстремистские угрозы со стороны Исламского государства и других группировок, растущее влияние Китая и стремление России сохранить свою историческую роль в регионе делают все более настоятельной необходимость тесного сотрудничества этих шести стран.
Региональное сотрудничество
Китайская инициатива «Пояс и путь» (BRI) оказала значительную помощь региону, стимулировав процесс интеграции. Председатель КНР Си Цзиньпин объявил Инициативу BRI в столице Казахстана в сентябре 2013 года. С тех пор он пояснил, что «Китай будет активно продвигать международное сотрудничество в рамках инициативы «Пояс и путь». Поступая таким образом, мы надеемся достичь политического, инфраструктурного, торгового, финансового и межличностного взаимодействия и таким образом построить новую платформу для международного сотрудничества, чтобы создать новые движущие силы развития» [5]. Торговые блоки являются неотъемлемой частью BRI, поскольку они облегчают торговлю, производительность и сотрудничество между странами, входящими в конкретный блок. Афганистан входит в торговый блок под названием «Организация экономического сотрудничества (ОЭС)», и это важно, потому что пять центральноазиатских стран входят в этот торговый блок наряду с Ираном и Турцией. Китай надеется, что его BRI будет стимулировать экономику и инфраструктуру Афганистана таким образом, что позволит ему и дальше сотрудничать с Центральной Азией. Большинство отдельных государств Центральной Азии проявили интерес и инициативе по сотрудничеству с Афганистаном и его включению в этот процесс.
Туркменистан граничит с Афганистаном и на протяжении многих лет поддерживает сдержанные отношения с талибами. Он также обеспечивал электроэнергией северо-западный Афганистан. Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов в феврале 2020 года объявил о своих планах еще более тесного сотрудничества с Афганистаном: «Туркменистан выступает за урегулирование ситуации в Афганистане исключительно мирным политико-дипломатическим путем и предлагает конкретные шаги, направленные на восстановление его экономики и социальной инфраструктуры» [6]. Слова президента являются обнадеживающим показателем более продуктивных отношений между двумя странами в будущем. Выявление ощутимых шагов для продвижения вперед и расширения экономических связей между этими соседними государствами стало бы благом для региональной безопасности.
Казахстан был лидером в содействии региональной интеграции Афганистана. Президент РК Касым-Жомарт Токаев назначил специального представителя по Афганистану для усиления дипломатии между двумя народами [7]. Казахстан также активно оказывает помощь Афганистану. Эта помощь оказывается в самых различных формах, включая стипендии для афганских женщин, обучающихся в Казахстане [8]. Правительство Казахстана также выразило свои пожелания по расширению торгово-экономических связей с Афганистаном. Примечательно, что Аскар Арьянов, глава инвестиционного департамента Казахстана заявил, что «в результате усилий, предпринятых [нашими] двумя странами для расширения торговых отношений, мы предоставим Афганистану больше возможностей. Афганистан может быть подключен к трехсторонней железной дороге Астаны, Ашхабада и Ирана» [9]. Эти обновленные объекты и включение в региональную железнодорожную систему были бы полезны для развития экономики Афганистана и улучшения его транзитного сектора, что увеличило бы региональную связанность [10].
Афганистан также увеличил объем своей торговли в регионе. Лазуритовый коридор позволил Афганистану экспортировать такие продукты, как хлопок, сухофрукты и кунжутные продукты как в Азербайджан, Грузию, Турцию и Туркменистан, так и транзитом через их территории. Это привело к росту экономики Афганистана и продемонстрировало, что торговля может принести пользу странам Большого Каспийского региона. В более широком смысле Лазуритовый коридор способствует межрегиональному автомобильному, железнодорожному и морскому сообщению по всему региону [12].
Узбекистан активно продвигает прочные дипломатические отношения с Афганистаном и другими странами, а также способствует установлению мира в Афганистане между талибами и афганским правительством. В конце марта 2018 года состоялась встреча президента Узбекистана Шавката Мирзиеева с президентом Ашрафом Гани в Ташкенте, где была подтверждена поддержка афганского правительства и будущего мирного плана с талибами [13]. Эта встреча завершилась принятием Декларации о приверженности укреплению сотрудничества между двумя сторонами. Мирзиеев объяснил свои доводы в пользу участия просто: «Безопасность Афганистана — это безопасность Узбекистана» [14]. Действительно, более безопасный Афганистан имеет важное значение для обеспечения безопасности во всем регионе. Сосредоточение усилий на стабилизации безопасности Афганистана не только поможет Кабулу, но и поможет обеспечить безопасность приграничных регионов центральноазиатских государств, с которыми он делит свои территории. Узбекистан также помог Афганистану продвинуться вперед и в других областях. В 2017 году Узбекистан согласился помочь с судебными делами, таможней и управлением воздушным движением [15]
Эти проекты сотрудничества подчеркивают, что реинтеграция Афганистана в центральноазиатское поле может принести пользу всему региону.
Проблемы реинтеграции
Одним из препятствий на пути укрепления гармонии между странами Центральной Азии и Афганистаном являются вопросы безопасности на афгано-таджикской границе. Через границу вдоль реки Пяндж, как известно, осуществляется незаконный оборот наркотиков и перемещение террористов [16]. Часть проблем безопасности этой границы связана с контролем талибов над большей частью этого региона. Силы движения «Талибан» даже похищают таджикских пограничников. С этой целью афганское правительство должно осознать важность переговоров с движением «Талибан». Однако пока у Таджикистана есть основания быть осторожным, и сотрудничество между правительствами могло бы улучшить безопасность. Таджикистан и Афганистан продемонстрировали свой потенциал в рамках совместной работы по проекту CASA-1000, предназначенного для экспорта гидроэнергии из Таджикистана и Кыргызстана в Афганистан и Пакистан [18] Этот проект является примером того, как более тесные связи между Афганистаном и странами Центральной Азии могут стать взаимовыгодными: Таджикистан получает экономическую прибыль, а Афганистан – надежное энергоснабжение.
Важной проблемой, которую необходимо преодолеть для обеспечения реинтеграции Афганистана, является необходимость более четкой организации власти в Афганистане. В настоящее время все еще существует путаница и раскол власти между талибами и афганским правительством. В дополнение к путанице, возникшей после недавних выборов в Афганистане, возник спор о том, кто на самом деле победил на президентских выборах. В то время как Гани получил большинство голосов, Абдулла Абдулла организовал отдельную церемонию, на которой он был приведен к присяге в качестве президента. Однако, в конце концов, было достигнуто соглашение, которое сделало Гани президентом, а Абдуллу главой афганского мирного процесса. Продолжающиеся переговоры между Соединенными Штатами и афганским правительством и движением «Талибан» потенциально могут облегчить процесс переговоров между Афганистаном и странами Центральной Азии. Однако, не достигнув договоренности между Гани и Абдуллой, правительство США объявило о сокращении помощи Афганистану на 1 миллиард долларов [19]. Как только президент Гани и Абдалла приняли соглашение о разделе власти, мирный процесс между афганским правительством и движением «Талибан» начал набирать обороты [20].
Рекомендации
Реинтеграция Афганистана в Центральную Азию не может быть осуществлена простыми политическими декларациями; это будет постепенный процесс, осуществляемый с течением времени по мере того, как взаимопомощь и торговля будут сближать страны. Поскольку Центральная Азия продолжает изучать возможность формирования регионального блока по модели Ассоциации государств Юго-Восточной Азии или Северного совета, ей следует рассмотреть вопрос о привлечении Афганистана в эти долгосрочные усилия. Такая интеграция — медленный процесс. Например, на то, что сейчас делает Европейский союз, ушли десятилетия. ЕС начался с европейского сообщества угля и стали, созданного в соответствии с декларацией Шумана 1950 года [21], первоначально для обеспечения того, чтобы после Второй мировой войны Франция и Германия сосредоточились на экономическом сотрудничестве и взаимном росте. Поскольку Россия и Китай соперничают за влияние в регионе, пять бывших советских республик не могут позволить себе оставить Афганистан в стороне от своих усилий по формированию регионального блока, который укрепил бы их экономическое и политическое влияние и в конечном итоге улучшил бы жизнь всех их граждан.
Список литературы:
1 Durso, James. “Central Asia Opens the Door to Afghanistan.” The Diplomat. https://thediplomat.com/2018/05/centralasia-opens-the-door-to-afghanistan/ (retrieved April 14, 2020).
2 Starr, Frederick and Cornell, Svante. “A New Strategy for Central Asia.” The Hill. https://thehill.com/opinion/international/483511-a-new-strategy-for-central-asia (retrieved April 14, 2020).
3 “United States Strategy for Central Asia: Advancing Sovereignty and Economic Prosperity.” U.S. Department of State. https://www.state.gov/united-states-strategy-for-central-asia-advancing-sovereignty-and-economic-prosperity/ (retrieved July 24, 2020)
4 Altynsarina, Elya. “Kazakhstan to Lead Landlocked Developing Countries Group.” The Astana Times. https://astanatimes.com/2020/01/kazakhstan-to-lead-landlocked-developing-countries-group/ (retrieved April 14, 2020)
5 OECD Publishing. “China’s Belt and Road Initiative in the Global Trade, Investment, and Finance Landscape.” OECD. https://www.oecd.org/finance/Chinas-Belt-and-Road-Initiative-in-the-global-trade-investment-and-finance-landscape.pdf (retrieved April 14, 2020)
6 MENAFN. “Turkmenistan Approves Humanitarian Aid Program for Afghanistan.” MENAFN. https://menafn.com/1099740980/Turkmenistan-Approves-Humanitarian-Aid-Program-for-Afghanistan (retrieved April 14, 2020)
7 Xuxin, ed. “Kazakhstan to Appoint Special Representative for Afghanistan: Tokayev.” Xinhuanews. http://www.xinhuanet.com/english/2020-02/16/c_138788760.htm (retrieved April 14, 2020)
8 Ibid.
9 Jahanmal, Zabihullah. “Afghanistan, Kazakhstan to Establish Joint Transit Company.” Tolo News. https://tolonews.com/afghanistan/afghanistan-kazakhstan-establish-joint-transit-company (retrieved April 14, 2020)
10 Altynsarina, Elya. “Kazakhstan to Lead Landlocked Developing Countries Group.” The Astana Times. https://astanatimes.com/2020/01/kazakhstan-to-lead-landlocked-developing-countries-group/ (retrieved April 14, 2020)
11 Rahim, Shoaib Ahmad. “The Geopolitics of the Lapis Lazuli Corridor.” The Diplomat. https://thediplomat.com/2017/12/the-geopolitics-of-the-lapis-lazuli-corridor/ (retrieved April 14, 2020)
12 Ibid.
13 RFE/RL’s Uzbek Service. “Tashkent Conference Backs Afghan Government’s Peace Offer.” Radio Free Europe/Radio Liberty. https://www.rferl.org/a/uzbekistan-offers-host-talks-taliban-afghanistan/29127849.html (retrieved April 14, 2020)
14 Durso, James. “Central Asia Opens the Door to Afghanistan.” The Diplomat. https://thediplomat.com/2018/05/centralasia-opens-the-door-to-afghanistan/ (retrieved April 14, 2020).
15 Tsereteli, Mamuka. “The Economic Modernization of Uzbekistan.” Central Asia Caucasus Insti-tute. https://www.silkroadstudies.org/publications/silkroad-papers-and-monographs/item/13287-the-economic-modernization-of-uzbekistan.html (retrieved April 14, 2020)
16 Putz, Catherine. “2 Killed in Skirmish on Tajik-Afghan Border.” The Diplomat. https://thediplomat.com/2016/03/2-killedin-skirmish-on-tajik-afghan-border/ (retrieved April 20, 2020)
17 Putz, Catherine. “Tajik Border Guards Held by Taliban To Be Released.” The Diplomat. https://thediplomat.com/2015/06/tajik-border-guards-held-by-taliban-to-be-released/ (retrieved April 20, 2020)
18 Pannier, Bruce. “New Pakistani Energy Proposal Could Keep Kyrgyz, Tajiks Warm in Winter — But at a Price.” Radio Free Europe/Radio Liberty. https://www.rferl.org/a/casa-1000-electricity-kyrgyz-tajiks-paksitan-afghanistan-security-/30236367.html (retrieved April 20, 2020)
19 Kheel, Rebecca. “Trump Administration Slashes Afghan Aid after Pompeo Visit.” The Hill. https://thehill.com/policy/defense/489140-trump-administration-slashes-afghan-aid-after-pompeo-visit (retrieved April 14, 2020)
20 Ayaz, Gul. “US Envoy Discusses Afghan Peace with Taliban, Pakistan.” VOA News. https://www.voanews.com/south-central-asia/us-envoy-discusses-afghan-peace-taliban-pakistan (retrieved July 7, 2020)
21 European Union. “The Schuman Declaration – 9 May 1950.” European Union. https://europa.eu/european-union/abouteu/symbols/europe-day/schuman-declaration_en (retrieved April 14, 2020)
Материал подготовил: Влад Кондратьев
Добавить комментарий