Альтернативный маршрут: проект новой железной дороги из Азербайджана в Иран
Каспийский транзит

Альтернативный маршрут: проект новой железной дороги из Азербайджана в Иран

Осенью в России был представлен проект по развитию западной ветви международного транспортного коридора «Север-Юг» (МТК «Север-Юг»).

Его авторы предложили построить новую железную дорогу с единой колеей в 1520 мм, которая свяжет Россию с иранскими портами Персидского залива.

Этот проект обещает стать крупнейшей зарубежной стройкой с участием множества компаний под контролем международного инвестиционного консорциума. Предполагается, что в нем будет задействовано до 40 тыс. человек, 100 тыс. тонн металлических конструкций, 40 млн куб. бетона. Общая длина укладки рельс составит 6,5 тыс. км. Начать строительство планируется в конце 2025-го, а завершение проекта намечено на 2031 год.

Особый интерес в проекте вызывает новый вариант прохождения трассы между Азербайджаном и Ираном.

В качестве альтернативы участку Решт – Астара предлагается соединение между Имишли (Азербайджан) и Парсабадом (Иран). По предварительным подсчетам, грузопоток на новой железной дороге к 2030 году составит 30 млн тонн. Для управления международными грузоперевозками на всем маршруте создадут единую цифровую платформу. Основным оператором проекта выступит ОАО «Российские железные дороги», а грузовую базу составят зерно, контейнеры, металлы, удобрения, уголь и нефтегазохимия.

Тема развития МТК «Север-Юг» также активно обсуждалась в ходе двусторонних переговоров президентов Азербайджана и России. Часть этого железнодорожного маршрута, проходящая по территории республики, по словам Президента Ильхама Алиева, уже успешно функционирует.

«Мы подробно обсудили реализацию проекта «Север-Юг», который имеет исключительно важное значение для наших межгосударственных отношений, а также для вопросов, связанных с региональными транспортными коридорами и путями», — заявил глава Азербайджанского государства Ильхам Алиев в ходе государственного визита Президента России Владимира Путина в Азербайджан.

Помимо модернизации железнодорожной инфраструктуры для увеличения грузооборота между Азербайджаном и его зарубежными партнерами необходимо и обновление подвижного состава. Российско-азербайджанское межгосударственное сотрудничество подразумевает возможность закупки техники в России – например, у «Трансмашхолдинга». С одним из его предприятий – заводом «Метровагонмаш» — активно сотрудничает Бакинский метрополитен.

«Трансмашхолдинг» заключил в феврале очередной контракт на производство крупной партии российских вагонов для Бакинского метрополитена. Надеюсь, что те, кто будет пользоваться этими составами, тоже будут довольны», – подчеркнул российский лидер в своем заявлении по итогам российско-азербайджанских переговоров.

Условия эксплуатации в странах СНГ практически идентичны, однако российские инженеры традиционно ориентируются на широкий спектр условий эксплуатации «пространства 1520» и проектируют технику готовой к эксплуатации в суровом климате и на сложном рельефе: от восточного полигона России до степей Монголии.

Важно понимать, что азербайджанские железные дороги играют ключевую роль в развитии межгосударственных отношений и решении вопросов, связанных с региональными транспортными коридорами. Это подтвердил и президент России Владимир Путин на пленарном заседании XVI саммита БРИКС в формате Аутрич / БРИКС плюс, прошедшем в Казани.

«Роль Азербайджана в развитии логистических коридоров очень важна, но также большое значение имеет и [его] растущий объем товарооборота с Россией и с другими странами БРИКС», — отметил российский лидер.

По данным Государственного таможенного комитета Азербайджана, за девять месяцев 2024 года товарооборот между Азербайджаном и Россией составил $3,499 млрд. Сумма выросла на 11,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. А вот товарооборот со странами БРИКС, по информации ведомства, за три квартала увеличился на 11,8% ($7,78 млрд) к уровню 2023 года. В общем товарообороте Азербайджана доля торговли со странами БРИКС составила 22,55% против 17,8% годом ранее.

Так что, можно смело предположить, что создание на территории страны бесшовного сообщения, связывающего Россию с иранскими портами в Персидском заливе, усилит позиции Азербайджана на международной арене и укрепит сотрудничество с иностранными партнерами.

Подготовила Наталья БУТЫРИНА

19 ноября, 2024

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Наши партнеры
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели