Американский аналитический центр «Caspian Policy Center» опросил двух членов своего Совета директоров о поездке американского советника на Южный Кавказ и в Россию (до и после визита).
Какими должны быть приоритеты Джона Болтона, прежде чем он посетит Каспийский Регион?
Визит советника по национальной безопасности Джона Болтона в Россию, Грузию, Армению и Азербайджан является отрадным событием. В течение последних двух сроков президентских администраций Вашингтон, как правило, уделял мало внимания стратегически важному региону Южного Кавказа, который является сухопутным мостом между Каспийским и Черным морями. Регион является стратегическим, потому что в настоящее время он вызывает большой интерес как со стороны России, так и со стороны Китая (это очень важная составляющая для пекинской инициативы «Один пояс и Один путь»), потому что там Турция является крупным игроком, и потому что Иран расположен на юге региона. В последние годы Соединенные Штаты поддерживали правильные, если не передовые, отношения как с Грузией, так и с Арменией, но держали Азербайджан на расстоянии вытянутой руки. Тем не менее, Азербайджан был наиболее полезен для национальных интересов США, поскольку он спокойно поддерживал усилия США и НАТО в Афганистане, позволяя использовать его воздушные и морские порты в качестве основных транзитных пунктов. В последнее время Азербайджан сигнализировал о своем стремлении к новым стратегическим отношениям с США. Будем надеяться, что визит Болтона в Баку будет сигналом о том, что США готовы к новым, реальным отношениям с Азербайджаном. Это пойдет на пользу национальным интересам США и Большого Каспийского региона, а также укрепит давнюю политику США по поддержке независимости и суверенитета постсоветских государств.
— Ambassador (Ret.) Ричард Хогланд
Четыре из пяти всеобъемлющих угроз интересам США, перечисленных в стратегии национальной безопасности Администрации Трампа, имеют место на Кавказе — российские, китайские и иранские амбиции, а также международная преступность и терроризм. Поездка посла Болтона — это возможность четко продемонстрировать, что Соединенные Штаты признают опасные факторы, которые имеют место на Кавказе, и хотят, чтобы страны региона работали с Вашингтоном над их решением. Мы хотим, чтобы Азербайджан и Грузия укрепили свою помощь Афганистану, в том числе в качестве необходимой альтернативы Пакистану для доступа НАТО в страну. Мы хотим, чтобы все три страны продолжали свои собственные курсы, чтобы мирно развивались, стали процветающими, демократическими акторами, способными, а также желающими противостоять российскому или иранскому давлению и таким образом быть агентами международной стабильности. И чтобы помочь им в дальнейшем быть факторами, стабилизирующими регион, подчеркиваем, что пора смотреть вперед в решении Нагорно-Карабахского и других давних споров. Таким образом, визит Болтона может привлечь каждую из трех кавказских стран к написанию новой страницы отношений, а не продолжать сосредотачиваться на прошлом.
— Ambassador (Ret.) Роберт Секута
Содержание визита Джона Болтона в регион
Россия
Запланированный визит Болтона в Россию пришелся на время обострения напряженности между Вашингтоном и Москвой из-за действий России в Украине и Сирии, а также предполагаемого вмешательства Кремля в выборы в США. В августе, Болтон сказал Секретарю Совета Безопасности РФ Патрушеву, что США “не потерпят вмешательства” на предстоящих промежуточных выборах в США.
При разговоре со СМИ Болтон в ответ на прозвучавшие опасения о выходе США из договора по ракетам средней и меньшей дальности, отметил, что угроза заключается не в выходе Америки из договора, а в том, что российские ракеты уже развернуты. Болтон отметил, что он считает, что большая часть риторики по этому вопросу «перегрелась». Он напомнил, что присутствовал, когда США вышли из Договора по ПРО в 2001 году, добавив, что нынешние дискуссии с российским министром обороны были «конструктивными».
По итогам встречи Болтон принял участие в пресс-конференции с Путиным. Он подтвердил, что официальное уведомление о выходе из РСМД будет подано в установленном порядке и что российские нарушения договора были «главным фактором в решении [США] выйти». Во время очередной пресс-конференции в России у Болтона спросили, что будет дальше, если Вашингтон и Москва будут свободны покинуть Договор о РСМД. Будут ли они беспокоиться о Китае? Будут ли они размещать ракеты в Европе? Будут ли они договариваться о каком-то территориальном развертывании ракет? Болтон ответил: «Думаю, мы очень далеки от каких-либо решений по такого рода вопросам».
В ходе беседы двух сторон также поднимался вопрос о вмешательстве в выборы. Болтон сообщил президенту России, что вмешательство в выборы не повлияло на исход выборов в США, а скорее ухудшило отношения между двумя странами. Следовательно, советник по национальной безопасности объявил, что президент Трамп и президент Путин собираются встретиться в Париже во время празднования Дня перемирия в Первой Мировой Войне в следующем месяце.
Азербайджан
Джон Болтон и его делегация встретились с министром иностранных дел Азербайджана Эльмаром Мамедъяровым. Министр иностранных дел обсудил с Болтоном многие сферы, в которых Соединенные Штаты сотрудничают с Азербайджаном, подчеркнув их совместную работу в борьбе с терроризмом, что обе стороны высоко оценивают. Были отмечены энергетические и транспортные проекты, самые главные — железная дорога Баку-Тбилиси-Карс и Южный газовый коридор.
Однако напряженность в отношениях с Арменией также была краеугольным камнем обсуждения. Мамедъяров обсудил нынешний процесс переговоров по мирному урегулированию нагорно-карабахского конфликта, подчеркнув, что нынешний статус-кво не является разумным и должен быть пересмотрен.
Мамедъяров подчеркнул незаконное присутствие вооруженных сил Армении на оккупированных территориях Азербайджана и отметил, что для достижения устойчивого и мирного урегулирования конфликта, прежде всего, армянские войска должны быть выведены со всех оккупированных территорий Азербайджана, а люди, которые были вынуждены покинуть эти территории, должны вернуться на родину.
Мы считаем, что Южный Кавказ является критически важным стратегическим регионом для Соединенных Штатов. И примером тому может служить Азербайджан, который является единственной страной, граничащей с Россией и Ираном.
Затем советник президента США по вопросам национальной безопасности Джон Болтон побеседовал с Президентом Азербайджана. На встрече также обсуждался конфликт в Нагорном Карабахе. В качестве сопредседателя Минской группы ОБСЕ США играют ведущую роль в поиске решений конфликта. Коснувшись отношений в других областях, глава Азербайджана подчеркнул, что многие американские компании успешно работают в энергетическом и неэнергетическом секторах в Азербайджане в качестве инвесторов и подрядчиков в течение многих лет.
Армения
После визита в Азербайджан Болтон уехал в Армению. Болтон прибыл в Армению для встречи с исполняющим обязанности премьер-министра Армении Николом Пашиняном.
Его переговоры в Ереване были сосредоточены на Иране и изменениях в Армении. Как сопредседатель Минской группы ОБСЕ, Соединенные Штаты постоянно подтверждают, что нагорно-карабахский конфликт опасен для региона. Болтон подчеркнул необходимость решения спорных вопросов с Азербайджаном, что позволит Еревану открыть границы как с Азербайджаном, так и с Турцией. Болтон, в частности, сказал:
«Я думаю, что это действительно фундаментальный вопрос для Армении. Страна должна полностью пользоваться суверенитетом и не быть зависимой или подвергаться внешнему влиянию. Я думаю, что люди предпочтут иметь более широкие возможности на международной арене и не ограничиваться историческими клише».
В интервью радиостанции «Свобода» после встречи в Ереване Джон Болтон подтвердил, что Соединенные Штаты будут оказывать большее давление на Иран.
Грузия
По прибытии Болтон встретился с премьер-министром Грузии Мамукой Бахтадзе, министром иностранных дел Давидом Залкалиани, министром обороны Леваном Изорией, министром внутренних дел Гиоргием Гахарией и начальником Службы государственной безопасности Вахтангом Гомелауром. Встреча была посвящена региональным вопросам и американо-грузинским двусторонним связям.
Болтон обсудил вопросы территориальной целостности и укрепления военных отношений сторон, а также отметил важность сотрудничества двух стран в улучшении торговых возможностей путем увеличения американских инвестиций. Залкалиани заявил, что Болтон одобрил процесс подготовки Грузии к предстоящим выборам, отметив, что Тбилиси выполнил все условия для приезда международных наблюдательных миссий чиновников.
Министр иностранных дел также сообщил, что обсудил с Болтоном проблему «оккупированных» территорий и присоединение их к России, в том числе их последствия, и пути решения этих проблем международным сообществом. Болтон отметил, что уровень коррупции не рассматривается как серьезное препятствие развитию Грузии, и подтвердил поддержку США желания Грузии вступить в НАТО.
Мнения о визите Джона Болтона в Каспийский Регион, после тура
Визит советника США по национальной безопасности Джона Болтона в Армению, Азербайджан и Грузию был стратегическим в нескольких смыслах. Его общепризнанная цель состояла в том, чтобы найти поддержку планам Администрации Трампа по дальнейшей изоляции Ирана, который имеет границы как с Азербайджаном, так и с Арменией. Но нельзя не отметить и то, что его визит по времени совпал с его поездкой в Россию, которая рассматривает эти три новых независимых государства, находящихся на заднем дворе Москвы, как часть своей «привилегированной сферы влияния». В этом смысле Болтон «раскачивал» многовекторную внешнюю политику этих стран, которые считают США защитным балансом против чрезмерного влияния и давления со стороны России. Обращаясь к агентству Turan в Баку, Болтон сказал: «Мы считаем, что Южный Кавказ является критически важным регионом, стратегически важным для США … и примером этого может служить Азербайджан, который является единственной страной, граничащей с Россией и Ираном».
Каждая из трех стран имела свои особые интересы, чтобы произвести впечатление на Болтона. Грузия добивалась постоянной твердой поддержки Запада из-за поддержки Россией ее отколовшихся регионов Абхазии и Южной Осетии. Руководство Азербайджана настаивало на продолжающейся оккупации Арменией Нагорного Карабаха и прилегающих к нему районов, призывая США как одного из сопредседателей процесса Минской группы ОБСЕ активизировать усилия по решению этого вопроса, а не просто управлять им. Новое руководство в Ереване добивалось поддержки Вашингтоном своих усилий по реформированию, а также, косвенно, баланса в его тесных отношениях с Москвой. Добиваясь поддержки для изоляции Ирана, Болтон заранее объявил, что сосредоточится на армяно-иранской границе. Болтон, как сообщается, также обсуждал расширение продаж американского оружия в регион, который в настоящее время в значительной степени полагается на российское оружие. При этом, Москва сохраняет значительное военное присутствие в Армении на базе Гюмри.
— Ambassador (Ret.) Ричард Хоугланд
Этот жест внешней политики США ожидался довольно долго. Россия, Иран и все больше Китай агрессивно стремились к усилению своего влияния на Кавказе, а Соединенные Штаты при этом позволили своему влиянию ослабеть. Визит на этой неделе на Кавказ советника по национальной безопасности вместе с недавней речью вице-президента Пенса о Китае и замечаниями помощника госсекретаря Митчелла в Атлантическом Совете, надеюсь, сигнализируют о том, что администрация сейчас сосредоточена на регионе и что она примет необходимые последующие меры, чтобы сделать его одним из регионов стабильности и процветания, вместо того, чтобы оставить его регионом конфликтов.
Высокопоставленные гости из Москвы и Ирана часто находятся в Баку и Ереване. Визит же посла Болтона — первый визит американского чиновника высшего уровня за последние годы. Его внимание к российским, китайским и иранским амбициям, необходимости решения и продвижения к урегулированию нагорно-карабахского и других затянувшихся конфликтов, ключевой роли региона в укреплении европейской энергетической безопасности и в благом управлении, было давно необходимым и долгожданным шагом. Его замечания, предполагающие возможную переоценку некоторых стратегий, например, в отношении продажи военной техники, могли бы показать правительствам стран региона стремление США играть более активную роль в регионе. С учётом этого у стран региона появится больше возможностей для защиты своего суверенитета и независимости.
Однако, хотя визит посла Болтона в регион является весьма желанным и важным, решающим является следующий шаг. Как дальше будет поступать Вашингтон? Будут ли продолжаться обмены или другие действия, которые укрепляют присутствие США? Будут ли правительства стран региона использовать прошедшие на прошлой неделе встречи для того, чтобы предпринять шаги по смене своих позиций и политики, которые в сущности не принесли никакого прогресса в последние годы или даже десятилетия?
Соединенным Штатам и трём странам Кавказа, помимо встреч на прошлой неделе, важно предпринять и другие шаги, которые позволят всем сторонам построить будущее, отличное от прошлого.
— Ambassador (Ret.) Роберт Секута
Примечания:
Посол Ричард Хоугланд был заместителем помощника госсекретаря по делам Южной и Центральной Азии, с октябрь 2013 по август 2015. До возвращения в Вашингтон в сентябре 2013 года он провел десятилетие в Южной и Центральной Азии. Он был заместителем посла США в Пакистане (2011-2013), послом США в Казахстане (2008-2011) и послом США в Таджикистане (2003-2006). Он также занимал должность временного поверенного в делах США в Туркменистане (2007-2008).
Роберт Секута — Посол в Азербайджанской Республике (2015 – 2018). Имеет долгий и обширный опыт работы в качестве американского дипломата топ-уровня. Глубоко занимается продвижением крупных международных энергетических проектов, инициатив и соглашений в области торговой политики, коммерческими продажами и другими сложными вопросами международной безопасности. Должности Секуты в Государственном Департаменте: первый заместитель помощника секретаря по энергетическим ресурсам, а также заместитель помощника секретаря по энергетике, санкциям и сырьевым товарам.
Добавить комментарий