В конце мая президент Азербайджана Ильхам Алиев подписал Указ о создании и организации деятельности Алятской свободной экономической зоны. Согласно документу, создана Алятская свободная экономическая зона (далее Свободная зона) и ее уполномоченная структура.
Сообщалось, что Кабинету министров поручено представить Президенту Азербайджана соответствующие предложения по выдаче Свободной зоне единоразового, безвозмездного и постоянного права на использование земель на территории Гарадагского района Баку, указанных в земельных планах в приложении 1-3 к настоящему Указу, совместно с соответствующими земельными планами.
ЗАО «Бакинский международный морской торговый порт» поручено в трехмесячный срок представить Президенту Азербайджана проекты необходимых нормативно-правовых актов для включения отведенного участка в территорию Свободной зоны.
Уполномоченной структуре Свободной зоны поручено представить Президенту Азербайджана предложения по определению организационной структуры в течение пятнадцати дней. В решении вопросов, вытекающих из настоящего Указа, органы центральных и местных исполнительных властей, учрежденные от имени государства публичные юридические лица и юридические лица, контрольные пакеты акций которых принадлежат государству, должны обеспечить оказание необходимой помощи уполномоченной структуре Свободной зоны.
12 июня азербайджанские СМИ со ссылкой на ЗАО «Азербайджанские железные дороги» написали, какими соображениями руководствовался президент Азербайджана при принятии решения о создании свободной зоны.
Так, по мнению специалистов ООО «ADY Express» и ООО «ADY Konteyner» — дочерних предприятий ЗАО «Азербайджанские железные дороги», свободная зона повысит привлекательность железной дороги Баку-Тбилиси-Карс. Свободная зона, расположенная на пересечении транспортных коридоров Восток-Запад и Север-Юг, будет функционировать как самый большой логистический центр в Каспийском бассейне. В ближайшем будущем свободная зона может сделать Бакинский международный морской торговый порт еще более экономически значимым для Европы, Китая, Турции, Ирана, России, стран Центральной Азии и Ближнего Востока. Таким образом, новый бакинский порт становится одним из главных транспортных хабов Евразии.
«В последние годы существенная часть грузов из Китая в Европу перевозится по железным дорогам Казахстана. Транспортный маршрут из Центральный Азии и Афганистана в Европу пролегает через Туркменистан. Казахстан и Туркменистан в последние несколько лет реализовали крупные инфраструктурные проекты. Грузы, объем перевозок которых увеличивается в регионе, будут доставляться паромами и фидерными судами через порты в Курыке, Актау и Туркменбаши в новый бакинский порт, откуда будут транспортироваться в Европу по железнодорожной ветке Баку-Тбилиси-Карс», — сообщили в компаниях “ADY Express” и “ADY Konteyner”.
Работа железнодорожного тоннеля под Босфором с последующим соединением трансъевропейских и трансазиатских железнодорожных сетей повышает значимость железной дороги Баку-Тбилиси-Карс и свободной зоны в Аляте. Это позволит увеличить грузооборот между Европой и Азией через территории Азербайджана, Грузии и Турции.
Деятельность свободной зоны сыграет большую роль в развитии и интенсификации торговли Китая, Индии, Ирана, России, Центральной Азии с Турцией и западными странами.
Таким образом, Баку присоединился к другим странам Каспийского региона, развивающим инфраструктуры свободных экономических зон на побережье водоёма.
Напомним, что в конце прошлого года власти Астраханской области направили заявку в Минэкономразвития РФ на создание портовой особой экономической зоны (ОЭЗ), которая позволит загрузить мощности астраханских портов и развивать портовую инфраструктуру. Проработать вопрос о создании на каспийском побережье портовой ОЭЗ поручил президент РФ Владимир Путин в мае 2019 года. Власти региона рассчитывают, что налоговые преференции и льготы позволят «переориентировать большие грузопотоки и загрузить мощности астраханских портов». В апреле на федеральном российском портале проектов нормативных правовых актов опубликован проект постановления Правительства Российской Федерации «О создании на территории Астраханской области портовой особой экономической зоны и Каспийского кластера». Подробнее:
В мае парламент Ирана одобрил планы по запуску пяти новых зон свободной торговли (ЗСТ) на севере и востоке страны. Согласно принятому законопроекту иранское правительство запустит три ЗСТ в северной провинции Мазендеран, которая в последние годы получила статус крупного сельскохозяйственного хаба, экспортирующего продукцию в соседние страны Каспийского региона. Сообщалось, что три новые ЗСТ будут разработаны в портовых городах на Каспийском море, а именно в Амирабаде, Феридункенаре и Ноушехре. Создание новых экономических и торговых зон в Иране происходит по мере того, как страна стремится увеличить торговлю с соседними странами в попытке получить доступ к новым источникам иностранной валюты и компенсировать последствия серии американских санкций, которые препятствовали ее продаже нефти. Подробнее:
Автор: Влад Кондратьев
Добавить комментарий