В ходе встречи руководителей железнодорожных администраций Узбекистана, России, Казахстана, Афганистана и Пакистана, прошедшей 3-4 декабря в Ташкенте, подписан протокол о создании совместной рабочей группы и финансового консорциума между железнодорожными администрациями Узбекистана, России, Казахстана, Афганистана и Пакистана по строительству железнодорожной линии «Мазари-Шариф– Кабул – Пешавар».
Как сообщают узбекистанские СМИ, эта дорога может стать частью Стратегии ЕС по экономическому сопряжению с азиатским регионом , которая сегодня продвигается Брюсселем. При этом важность новой железнодорожной линии обуславливается необходимостью решения вопроса поиска альтернативных сухопутных маршрутов, по которым можно доставлять грузы в Европу и в обратном направлении. По оценкам экспертов, загрузка дороги в первые годы может составить около 5 миллионов тонн, а в последующем этот показатель может вырасти и до 15 миллионов тонн. Общая стоимость проекта составляет около 3 миллиардов долларов.
Строительство железнодорожной линии «Мазар-и-Шариф– Хульм – Пули-Хумри – Доши – Сурабай – Джлелалабад – Торкхам» (Пакистан) через столицу Афганистана Кабул может стать решением проблемы отсутствия железнодорожного соединения стран Евросоюза, России, Узбекистана, Афганистана, Пакистана, Индии и государств Юго-Восточной Азии.
Ещё одним благоприятным фактором для реализации проекта является то, что вдоль предполагаемой железной дороги планируется строительство высоковольтных ЛЭП Сурхан — Пули — Хумри — Доши — Сурабай — Джлелалабад — Пешавар (Пакистан). А это означает, что имеется возможность возведения электрифицированной железной дороги с вытекающими из этого положительными сторонами.
Как сообщает российская профильная газета «Гудок» (статья «Спор о колее» от 11.12.2018) общая протяжённость проектируемой железнодорожной трассы составляет 573 км, основная часть которой пролегает вдоль существующей автодороги А76. Так как предполагаемая железная дорога будет проходить на северо-востоке Афганистана по территории горной системы Гиндукуш (максимальная высота которой 5 км над уровнем моря), имеется необходимость строительства тоннелей. Всего на железнодорожной линии планируется построить 7 тоннелей, общая протяжённость которых составит 59 км 100 м. Самый длинный из них порядка 30 км.
Ещё одной из сложностей проекта является различная ширина колеи в вероятных странах-участницах. Все граничащие с Афганистаном страны имеют различную ширину колеи: в Иране – 1435 мм, в Туркменистане,Узбекистане и Таджикистане – 1520 мм, в Пакистане и Индии – преимущественно 1676 мм. И поэтому уже идёт негласная борьба за ширину колеи на территории Афганистана. Россия, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан естественно хотят колею 1520 мм. С учётом этого сторонам ещё предстоит политически важное организационное решение. Поэтому, как пишет «Гудок», Россия пока не приняла окончательного решения об участии в этом проекте, примерно такая же позиция и у Казахстана. Всё будет зависеть от оценки стоимости дороги и соответственно предполагаемой окупаемости вложенных инвестиций.
Вместе с тем, этот проект, по оценкам сторон весьма интересен и притягивает внимание, так как линия позволит добраться до рынков сбыта и, наоборот, недорогие и качественные товары могут поэтому пути транспортироваться в Россию, Казахстан и страны ЕС. Эта линия позволяет создать альтернативу морскому транспорту в части взаимной торговли Пакистана, Индии и стран ЕС.
С учетом этого, предполагаемое строительство Узбекистаном, Россией, Казахстаном, Афганистаном и Пакистаном новой железнодорожной линии в направлении Индии может оказать существенное влияние на евразийскую транспортную архитектуру, в том числе и в Каспийском регионе.
О перспективах реализации новой транспортной магистрали и её значении для ситуации в регионе редакции портала «Каспийский вестник» рассказал политолог, директор Центра исследовательских инициатив «Ma’no» Бахтиёр Эргашев (Узбекистан).
Прежде всего, эксперт отметил, что Афганистан, который является одним из ключевых звеньев новой магистрали, обладает значительным транспортно-транзитным потенциалом. Именно по территории этой страны проходит наиболее удобный и короткий сухопутный маршрут между странами Европы, Россией, Центральной Азией с одной стороны и Южной Азией с другой. Понимая все преимущества, которые может дать железная дорога через Афганистан, участники проекта пришли к выводу о необходимости согласования усилий по его скорейшей реализации.
Немаловажным фактором, повлиявшим на решение стран приступить к реализации проекта, Бахтиёр Эргашев назвал тот факт, что новая дорога будет строиться не на пустом месте. Ещё в конце 2000-х гг. группой экспертов была разработана программа развития транспортной инфраструктуры Афганистана, которая предполагала развитие автомобильных и железнодорожных магистралей по всей стране. Входила в ту программу и железная дорога, связывающая северный афганский город Мазари-Шариф с Пакистаном через Кабул, о которой сегодня снова идёт речь. При этом первый, предварительный проект подобной магистрали обсуждался еще в 60-70-х гг. прошлого века советскими специалистами, однако в силу ряда причин тогда он реализован не был.
Успешной реализации проекта железной дороги на современном этапе, по мнению эксперта, будет способствовать его широкая внешняя поддержка, причём не только со стороны заинтересованных стран региона, но и со стороны США. Поэтому у проекта есть все шансы быть реализованным в обозримой перспективе.
Если говорить о безопасности, то Бахтиёр Эргашев считает, что инфраструктурные проекты необходимы всем участникам афганского конфликта. Поэтому ожидать устремлений со стороны отдельных противоборствующих группировок действий по срыву реализации строительства новой железной дороги не приходится. В подтверждение этому можно привести ряд примеров успешного строительства на афганской территории в недавнем прошлом ряда объектов транспортной инфраструктуры, которые не испытали на себе каких-либо негативных проявлений в сфере безопасности.
С учетом вышеизложенного, Бахтиёр Эргашев воспринимает факт подписания в Ташкенте протокола по строительству железнодорожной линии «Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар» как весьма позитивное событие, которое внесёт весомый вклад в стабилизацию ситуации в Афганистане и придаст существенный импульс развитию торгово-экономического сотрудничества на евразийском пространстве.
Фото: railway.kz
Добавить комментарий