Как ранее сообщал портал «Каспийский вестник», в конце мая 2025 года директор Махачкалинского порта Джамал Алиев встретился с представителями иранской промышленной группы «Shasta», которая контролирует 18 заводов и обеспечивает 30% производства цемента в Иране. Стороны договорились о расширении экспорта через Махачкалу после модернизации инфраструктуры, включая новые системы обработки грузов. После предварительных обсуждений весной 2025 года с участием делегации Высшего совета Ирана по свободным экономическим и промышленным зонам во главе с его секретарём Резой Масруром, было предложено создать совместную рабочую группу для дальнейшего развития МТК «Север-Юг».
По оценке аналитика итальянского издания Special Eurasia Сильвии Болтук, данное события стало результатом расширения российско-иранского сотрудничества в рамках Международного транспортного коридора «Север-Юг» (INSTC), что ускорило реализацию проекта развития Махачкалинского морского торгового порта. Уникальный статус порта как единственного незамерзающего глубоководного объекта в Каспийском море делает его центральным узлом в двусторонней логистике, а недавние соглашения демонстрируют приверженность всех сторон объединению региональных торговых путей, несмотря на международные санкции и экономическое давление, считает итальянский эксперт.
Сильвия Болтук отмечает, что порт является важным звеном в международном транспортном коридоре «Север — Юг», соединяющем Россию с Ираном и Персидским заливом. При этом западные санкции вынудили Россию переориентироваться на евразийскую торговлю, что усилило её зависимость от иранских транзитных маршрутов.
По оценке эксперта, предоставление взаимных преимуществ зонам свободной торговли позволяет обеим странам работать в условиях ранее введенных ограничений торговли. Тегеран и Москва подписали несколько меморандумов о взаимопонимании, в том числе о создании совместных центров экономического и правового сотрудничества. Кроме того, академические и культурные учреждения, такие как Дагестанский государственный университет, способствуют развитию «мягких» связей посредством программ исследований и обмена.
Вместе с тем, Сильвия Болтук видит определенные риски в данной сфере.
Во-первых, они связаны с логистическими препятствиями, возникающими из-за незавершённого улучшения инфраструктуры, задержек в таможенном сотрудничестве и технологической несовместимости между российскими и иранскими портовыми системами. Во-вторых, международные наблюдатели могут расценить углубление партнёрских отношений между Россией и Ираном как подрыв глобальных транспортных соглашений, что потенциально может привести к дипломатическим или экономическим последствиям. Санкции, валютные ограничения и проблемы с финансированием также могут снизить эффективность двусторонних проектов.
По оценке итальянского эксперта углубление сотрудничества между Дагестаном и Ираном создает определенные возможности обеим сторонам.
Так, расширение Махачкалинского порта будет способствовать развитию экономики Дагестана и поможет России диверсифицировать свой экспорт. Улучшение координации с иранскими портами может сократить время транзита в Персидский залив и Южную Азию. Кроме того, надежные северные экспортные терминалы помогают иранским компаниям, таким как Shasta, расширять свои рынки сбыта в Евразии. INSTC предоставляет практичную альтернативу использованию Суэцкого канала, укрепляя стратегические позиции обеих стран. В дополнение к этому развитие мультимодальных логистических центров — ещё одна возможность, особенно в условиях политики особых экономических зон и льготного финансирования.
В заключение Сильвия Болтук разрабатывает следующие прогнозы и сценарии развития ситуации:
Базовый сценарий. Проект модернизации инфраструктуры выполняется в соответствии с графиком, при этом увеличивается экспорт цемента из Махачкалы и постепенно растет трафик INSTC. Растущее сотрудничество между Ираном и Россией приводит к тому, что все больше иранских компаний изучают возможность доступа к российским свободным экономическим зонам.
Непредвиденный сценарий. Задержки с модернизацией портов и проблемы с регулированием препятствуют эффективному транзиту. Сокращение экспорта цемента приводит к тому, что приоритет отдается альтернативным маршрутам в Иране или России.
Ускоренный сценарий. Более прочные политические союзы способствуют расширению промышленного сотрудничества, выходящего за рамки цементной промышленности. Растущее партнерство между морскими группами и университетами укрепляет позиции Дагестана как ключевого транзитного пункта и культурного моста с Ираном.
Подготовил Влад Кондратьев
Добавить комментарий