10 апреля 2025 года в городе Ташкент состоялась международная конференция «Формирование альтернативных международных транспортных коридоров и развитие Среднего коридора (ТМТМ) в условиях геополитической турбулентности». Об этом сообщается в телеграм-канале узбекистанского эксперта Бахтиёра Эргашева, руководителя Центра исследовательских инициатив «Ma’no» — Суперконтинент Пангея.
Конференция была организована Министерством транспорта Республики Узбекистан, Центром «Ma’no», при поддержке Фонда «PeaceNexus» (Швейцария).
В ходе конференции были представлены для обсуждения основные итоги и результаты аналитического доклада «Перспективы Среднего коридора: взгляд из Центральной Азии и Азербайджана», подготовленного группой национальных экспертов, представляющих Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан и Азербайджан а также командой международных консультантов. Географический охват исследования включает анализ позиций стран Центральной Азии (кроме Туркменистана) и Азербайджана.
В работе конференции приняли участие руководители и ключевые сотрудники аккредитованных в Узбекистане посольств Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, России, Китая, Индии, Пакистана, Ирана, Турции, США, Европейского союза. Были представлены ответственные сотрудники и консультанты Азиатского банка развития, Европейского банка реконструкции и развития.
В работе международной конференции приняли участие депутаты Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, целого ряда государственных и негосударственных аналитических центров: Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан, Центра экономических исследований и реформ при Администрации президента Республики Узбекистан, Общенационального движения «Юксалиш», Центра прогрессивных реформ.
Целью конференции было обсуждение перспектив участия стран Центральной Азии и Азербайджана в реализации проекта Среднего коридора (Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ) – Китай-ЦА-Каспийское море-Южный Кавказ-Турция-Европа).
В ходе конференции были представлены доклады и презентации, где были проанализированы экономические аспекты Среднего коридора проведён сравнительный анализ потенциалов Среднего коридора, Северного коридора и Южного коридора, освещены основные проблемные точки в процессе реализации проекта Среднего коридора: таможенные и пограничные процедуры, слабая цифровизация, экологические проблемы на Каспийском море, слабость инфраструктуры морских перевозок по Каспийскому морю. Эксперты отметили, что Средний коридор может стать одним из альтернативных маршрутов для интенсификации экспортно-импортных грузопотоков в/ из Центральной Азии в направлении как Европейского Союза, так и из Северной и Южной Америки.
Экспертами рабочей группы был также представлен анализ геополитических интересов стран Центральной Азии. Было отмечено, что геополитические факторы напрямую воздействуют на динамику и форматы реализации Среднего коридора. При этом геополитические интересы как самих стран Центральной Азия и Азербайджана, так и внерегиональных стран, которые в той или иной мере задействованы в реализации данного проекта, имеют серьезные различия и имеют определенный конкурентный потенциал.

Было отмечено, что при оценке перспектив реализации проекта Среднего коридора необходимо учитывать, что Центральная Азии и Азербайджана имеют свои приоритеты. Средний коридор для одной группы стран (Азербайджан, Казахстан, Туркменистан и частично Узбекистан) представляет серьёзный стратегический интерес. Для другой группы стран Центральной Азии (Таджикистан, Кыргызстан) проект Среднего коридора является менее приоритетным.
Всеми экспертами подчёркивалась необходимость развития Среднего коридора как одного из альтернативных маршрутов, связывающих экономические макрорегионы в Евразии: Китай, Индия, Россия и Европейский союз. Находясь на пересечении данных крупных экономических макрорегионов, Центральная Азия и Южный Кавказ имеют возможность более полно реализовать свой транспортно-транзитный потенциал. И Средний коридор является одним из нескольких транспортно-транзитных коридоров, которые существуют или формируются в настоящее время. Данное видение предполагает, что необходимо формирование целостной системы сухопутных трансконтинентальных транспортно-коммуникационных коридоров, связывающих Евразийский континент и соединяющий крупные экономические макрорегионы через Центральную Азию и Южный Кавказ.
В ходе состоявшегося обмена мнениями, участниками конференции были обсуждены вопросы оптимизации таможенно-транспортных процедур по Среднему коридору, необходимости улучшения инфраструктуры, прежде всего портовой инфраструктуры на Каспии.
Были обсуждены вопросы, касающиеся перспектив реализации Трансафганского железнодорожного коридора из Центральной Азии через Афганистан, с выходом на морские порты Пакистана, возможности и потенциал Трансиранскогго маршрута на выходом на морские порты Ирана в Персидском заливе и побережье Аравийского моря.
В целом международная конференция стала площадкой для интенсивного и плодотворного диалога по ключевому вопросу, который стоит на повестке дня для всех стран Центральной Азии и Южного Кавказа — необходимости комплексного и системного развития трансевразийских транспортных коридоров, идущих по направлению как «Восток -Запад» так и «Север – Юг».
Доработанный по итогам обсуждения на международной конференции аналитический доклад «Перспективы Среднего коридора: взгляд из Центральной Азии и Азербайджана» будет представлен в печатной и электронной версии широкой общественности.
Подготовил Влад Кондратьев
Источник и фото ТГ-канал Суперконтинент Пангея
Добавить комментарий