Форум «ЦА-Италия» знаменует «Новую большую игру»
Зарубежные материалы по Каспию

Форум «ЦА-Италия» знаменует «Новую большую игру»

Первый саммит «Центральная Азия + Италия» подтверждает начало региональной «Новой большой игры». Такую оценку проведенному недавно в казахстанской столице форуму даёт соучредитель и менеджер по исследованиям итальянского издания Special Eurasia Джулиано Бифолки.

В подготовленном автором докладе рассматривается официальный визит премьер-министра Италии Джорджи Мелони в Казахстан и Узбекистан в мае 2025 года и её участие в первом саммите «Центральная Азия + Италия». В исследовании проанализировано, как Италия усиливает своё политическое, экономическое влияние и влияние в сфере безопасности в Центральной Азии. По оценке итальянского эксперта, поддержка Римом региональной стабильности, торговых связей и стратегических интересов Европы в многополярном геополитическом ландшафте подтверждает существование региональной «Новой большой игры». В выводах исследования автор также выявляет потенциальные препятствия, как внутренние, так и внешние, которые могут помешать будущему сотрудничеству между Римом и республиками Центральной Азии.

Ключевые рекомендации

Первый саммит «Центральная Азия + Италия» подтверждает влияние Рима в Центральной Азии благодаря дипломатическому, экономическому и академическому сотрудничеству.

Поездка Джорджии Мелони в Центральную Азию подчеркивает стремление региона укрепить связи с ЕС и снизить зависимость от Китая и России.

Структурные ограничения и нестабильность в регионе остаются серьёзными препятствиями на пути к полной интеграции с европейскими рынками.

Последние региональные события

29 мая 2024 года — в Риме состоялась третья министерская конференция «Центральная Азия + Италия», на которой Италия подтвердила свою приверженность расширению сотрудничества с республиками Центральной Азии.

17 сентября 2024 года — в Астане состоялся первый саммит «Центральная Азия + Германия», на котором были достигнуты стратегические соглашения в области экономики, инфраструктуры и безопасности.

13 марта 2025 года — Кыргызстан и Таджикистан подписали знаковое соглашение по пограничным вопросам, что стало важным шагом на пути к урегулированию их давних ожесточённых споров.

31 марта 2025 года — президенты Таджикистана, Кыргызстана и Узбекистана подписали Худжандскую декларацию, которая определила границы между тремя государствами и официально провозгласила дружбу.

4 апреля 2025 года — первый саммит ЕС — Центральная Азия, состоявшийся в Самарканде, продемонстрировал растущий стратегический интерес Европы к региону.

11 апреля 2025 года — в Алматы состоялась восьмая встреча министров Центральной Азии и России, на которой были подчеркнуты усилия Москвы по укреплению своего стратегического влияния в регионе.

26 апреля 2025 года — в Алматы состоялась шестая встреча министров иностранных дел Китая и Центральной Азии, на которой Пекин подтвердил свою приверженность созданию «сообщества общей судьбы» с региональными игроками.

28-30 мая 2025 г. Визит премьер-министра Италии Джорджии Мелони в Казахстан и Узбекистан стал важной дипломатической вехой, завершившейся первым саммитом «Центральная Азия + Италия» и подчеркнувшей стратегический интерес Рима к Евразии.

В течение 2025 года европейские страны, в том числе Германия, Франция, Великобритания и Италия, активизировали взаимодействие с правительствами стран Центральной Азии, уделяя особое внимание торговле, инвестициям, культурной дипломатии и дипломатическому присутствию.

Геополитический сценарий

В последние годы, особенно после начала конфликта на Украине и утверждения многополярного мира, Центральная Азия столкнулась с двумя вызовами: внутренней стабилизацией и привлечением инвестиций, а также необходимостью учитывать меняющиеся геополитические стратегии внешних игроков.

Визит премьер-министра Джорджии Мелони в Казахстан и Узбекистан, в ходе которого состоялся первый саммит «Центральная Азия + Италия», подчеркнул приверженность Рима роли ключевого игрока в евразийских делах. Саммит подтвердил растущее присутствие Европы в Центральной Азии, в частности Италии, которая намерена использовать свое стратегическое положение в Средиземном море, чтобы сделать товары из Центральной Азии более доступными для европейских и африканских рынков.

Для республик Центральной Азии по-прежнему важно снизить чрезмерную зависимость от России и Китая. Поэтому расширение их отношений с иностранными партнерами, в частности со странами — членами ЕС, позволит диверсифицировать их дипломатические и экономические связи.

Региональная стабильность — ещё одна цель для этих республик, о чём свидетельствует важное соглашение о границе между Кыргызстаном и Таджикистаном, подписанное в марте 2025 года, — прорыв в разрешении давних пограничных споров и прекращении насилия, а также Худжандская декларация. Стабильность — ключ к привлечению иностранных инвестиций и завоеванию международного уважения. Более того, растущее число европейских делегаций, посещающих регион, свидетельствует об общей заинтересованности в развитии текущего прогресса в области реформ и сотрудничества.

Однако сохраняются значительные ограничения. Не имея выхода к морю, регион не имеет прямого доступа к международной морской торговле. В связи с этим местные органы власти сталкиваются со следующими возможностями/проблемами:

Международные санкции ограничивают использование иранских портов; таким образом, активизация деятельности стран Центральной Азии в иранских портах и на иранских рынках может вызвать давление со стороны ЕС и США.

Хотя Карачи и Гвадар в Пакистане предлагают альтернативные пути доступа, значительные внутренние угрозы безопасности, в частности со стороны белуджских повстанцев и «Техрик-и-Талибан Пакистан» (ТТП), снижают их эффективность.

Помимо того, что доступ через Индию в принципе возможен, он зависит от стабильного соглашения между Нью-Дели и Исламабадом, что является сложным сценарием, учитывая сохраняющуюся военную напряжённость и неразрешённые конфликты, в которые может быть вовлечена и Китайская Народная Республика.

Афганистан остается еще одной критической переменной. Несмотря на то, что торговые пути через территорию Афганистана могут достигать Индийского океана, нестабильная ситуация с безопасностью, усугубляемая такими группировками, как «Исламское государство Хорасан Вилаят» (ИГХВ), делает их чрезвычайно опасными.

Из-за этих ограничений страны Центральной Азии всё больше зависят от инициативы «Один пояс, один путь» (BRI) для улучшения сухопутных связей между Востоком и Западом, в то время как некоторые из этих стран стали частью Евразийского экономического союза. В то же время они сотрудничают с европейскими организациями, чтобы сдерживать влияние Китая и России, пытаясь зарекомендовать себя как автономных партнёров в рамках многополярной глобальной системы.

Поскольку Москва и Пекин считают Италию менее агрессивной, чем такие государства, как Германия, Франция или Великобритания, у Рима может быть уникальное дипломатическое преимущество в региональной динамике. Этот фактор в сочетании с итальянской академической и культурной дипломатией, направленной на создание «мягкой силы», призван укрепить политические и экономические связи. Однако те же геополитические барьеры, которые влияют на Центральную Азию, ограничивают возможности Италии по расширению своей роли.

Европейский союз, включая Италию, должен тщательно оценивать эти внутренние условия, учитывая, что они расширяют своё присутствие в регионе, где сталкиваются не только с геополитической конкуренцией, но и с ухудшением свободы и демократии, зафиксированным в последние годы. Текущая стратегия, по-видимому, направлена на постепенную модернизацию и стабильность, при этом избегая прямых вызовов существующей структуре власти. Однако опасения по поводу демократии и прав человека могут снова вызвать напряжённость в будущем.

Стратегический Прогноз

Саммит «Центральная Азия + Италия» подтверждает геостратегическую важность Центральной Азии в более широком евразийском контексте. Растущее участие Европы свидетельствует о растущем интересе к более тесным политическим, экономическим и культурным связям с регионом на фоне ожесточённой конкуренции между Россией, Китаем, ЕС, Турцией и Ираном.

Недавние действия Италии, по-видимому, были стратегической игрой, направленной на увеличение её присутствия на конкурентном рынке и постепенное расширение влияния по сравнению с другими европейскими странами. В следующем разделе подробно рассматриваются императивы, ограничения и положительные или отрицательные последствия взаимодействия Италии со странами Центральной Азии в текущем геополитическом контексте.

Императивы

  • Италии необходимо расширять двустороннее сотрудничество, как это делается с Казахстаном и Узбекистаном, в сфере торговли, инфраструктуры, академического обмена и дипломатической координации.
  • Чтобы снизить зависимость от России и Китая, страны Центральной Азии должны укреплять связи с Европой, стимулировать инвестиции и расширять международное партнёрство.
  • Региональные игроки должны работать над закреплением своих недавних достижений в области безопасности и дипломатического сотрудничества, примером чему служит соглашение о кыргызско-таджикской границе.

Ограничения

  • Сохраняющаяся нестабильность в Афганистане, неразрешённая напряжённость в отношениях между Индией и Пакистаном и международная изоляция Ирана могут затруднить надёжный доступ к морским торговым путям.
  • Без координации с более широкими структурами ЕС ограниченное экономическое присутствие Италии и её роль в сфере безопасности по сравнению с другими государствами ЕС могут ограничить её влияние.
  • Внутренние репрессии и нестабильное управление в таких странах, как Кыргызстан, создают риски для долгосрочного институционального партнёрства и дипломатии, основанной на европейских нормах.

Благоприятный результат при позитивном сценарии

  • Дальнейшее сотрудничество с Италией может укрепить её позиции в качестве важнейшего связующего звена между Центральной Азией и Средиземноморьем, обеспечив логистический доступ через Южную Европу в ЕС, Северную Африку и на Ближний Восток.
  • Стабильный регион может привлечь больше частных инвестиций из Европы, особенно в энергетику, логистику и инфраструктуру.
  • Успехи Рима в культурной и академической дипломатии могут значительно усилить его «мягкую силу» в долгосрочной перспективе.

Проблемы при негативном сценарии

  • Растущая напряжённость в отношениях с Россией, Китаем и Ираном может ограничить возможности Европы по принятию мер.
  • Ухудшение ситуации с безопасностью из-за терроризма в Афганистане, нестабильности в Пакистане или региональных конфликтов из-за водных ресурсов может препятствовать инвестициям и развитию транзитных коридоров.
  • Напряжённые отношения с институтами ЕС, продвигающими реформы в сфере управления и прав человека, могут помешать развитию отношений между правительствами Центральной Азии и Европы.

Об авторе: Джулиано Бифолки соучредитель SpecialEurasia и менеджер по исследованиям. Получил степень доктора философии в области истории ислама в Римском университете Тор Вергата, степень магистра в области управления миростроительством и международных отношений в Папском университете Сан-Бонавентура и степень магистра истории в Римском университете Тор Вергата. Ранее он основал и руководил компанией ASRIE Analytica. Он написал несколько научных работ по геополитике, конфликтам и джихадистской пропаганде. Он является автором книг «Геополитика русского Кавказа». «Интересы Кремля и иностранных игроков в местной динамике Северного Кавказа» (Sandro Teti Editore, 2020) и «История Северного Кавказа в контексте российского присутствия, ислама и терроризма» (Anteo Edizioni, 2022). Он также является соавтором книги «Конфликт в Украине: геополитический риск, джихадистская пропаганда и угроза для Европы» (Enigma Edizioni).

Подготовил Влад Кондратьев

8 июня, 2025

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Наши партнеры
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели