Геополитика транспортных коридоров на Каспии – мнение иранского эксперта
Комментарии экспертов

Геополитика транспортных коридоров на Каспии – мнение иранского эксперта

На сайте Центра ирано-евразийских исследований опубликована статья иранского эксперта Фаршада Раудита, секретаря комитета Шелкового пути, нового аналитического центра стратегических исследований Ирана и Китая

В статье автор, комментируя риторику СМИ относительно перспектив создания Зангезурского коридора, отмечает, что ситуацию в регионе необходимо рассматривать в контексте международной политической ситуации.

По мнению эксперта Турция и страны Запада заинтересованы в Зангезурском коридоре. Во многом этот интерес связан с реализацией китайской инициативы «Один пояс – Один путь».

В рамках данного проекта Пекин работает над созданием маршрутов, которые позволят доставлять китайские товары за пределы Азии и Европы, в первую очередь в направлении Африки. За счёт создания ориентированной на Китай транзитной инфраструктуры Пекин создаёт конкуренцию для стран Запада, в первую очередь США.

Африка, по оценке эксперта, станет одним из главных пространств геополитического соперничества в 21 веке, что обусловлено наличием на  континенте нетронутых природных ресурсов и более четверти населения Земли, то есть заманчивого рынка сбыта.

Именно поэтому Китай в настоящее время стал крупнейшим инвестором в Африке, вкладывая в проекты в экономической и промышленной сферах, считает Фаршад Раудит. Однако это ставит вопрос о транспортной связанности Китая и Африки. На данный момент прорабатывается несколько сухопутных маршрутов, ведущих из Китая в Африку. Одним из таких путей может быть дорога через Иран, Ирак и Саудовскую Аравию. Другим маршрутом для достижения этой цели является сухопутный мост через Иран, Ирак и Сирию в Средиземное море, который обеспечит возможность выхода в Северную Африку. Третий маршрут находится посередине, пролегая через Центральную Азию и Кавказ к турецким портам в Средиземном море, а затем в Северную Африку.

У каждого из маршрутов есть свои уникальные особенности, но, похоже, Запад нацелен на то, чтобы Китаю в конечном итоге пришлось использовать Средний коридор (Транскаспийский международный транспортный маршрут) для доступа в Африку, считает иранский эксперт.

По его оценке Турция, как член НАТО, сегодня стремится контролировать торговый путь, соединяющий Китай с Европой и Африкой, по сути стратегически действуя в направлении сдерживания Китая.

С этой целью, пытаясь создать барьер для доступа Китая к Средиземному морю и Северной Африке через Иран, Турция и её западные союзники продвигают тезис о небезопасности иранского маршрута, акцентируя внимание на агрессивной военной политике и внутренних проблемах, которые могут привести к дестабилизации обстановки в Исламской Республике.

С учётом этого происходящие сегодня на Кавказе события, по мнению Фаршада Раудита являются попыткой турецко–западной оси контролировать путь с Востока на Запад который может быть использован в будущем для обеспечения доступа в Китай, Европу и Африку. Другими словами, продвижение Среднего, Транскаспийского коридора в качестве основного маршрута доступа Китая в Африку и Европу, является средством предотвращения установления нового порядка на Востоке, который продвигает Китай, и закрепления одновременно альтернативного порядка, отвечающего интересам Западной Европы и США.

Влад Кондратьев

4 октября, 2023

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Наши партнеры
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели