Итоги VI Международного транспортно-логистического бизнес-форуме «NEW SILK WAY»
Каспийский транзит

Итоги VI Международного транспортно-логистического бизнес-форуме «NEW SILK WAY»

Перспективы развития транспортно-коммуникационного комплекса Евразийского континента были обсуждены на VI Международном транспортно-логистическом бизнес-форуме «NEW SILK WAY».

Вопросы международного сотрудничества и тренды развития логистической отрасли на текущий год  обсуждены в рамках деловой программы в рамках Казахстанской транспортной недели – VI Международный транспортно-логистический бизнес-форум «NEW SILK WAY».

Более 200 компаний из 17 стран мира приняли участие в ежегодной 26-ой международной выставке TransLogistica Kazakhstan 2023, которая прошла в Астане. 

Наметить пути дальнейшего эффективного развития

Количество участников экспозиции по сравнению с прошлым годом увеличилось более чем на 40%. На площадке международного выставочного центра «EXPO» свои стенды представили 225 компаний из 17 стран мира. 25% участников составляют компании-дебютанты. 

«Выставка и форум посвящены перспективам развития транспортно-коммуникационного комплекса Евразийского континента. Они уже много лет по праву считаются самыми эффективными площадками для обсуждения профессиональных проблем и поиска практических путей их решения, а также диалога представителей госструктур и бизнеса. Многоплановое деловое общение на выставке и форуме позволит конструктивно обсудить актуальные проблемы развития транспортной отрасли и наметить пути дальнейшего эффективного развития в современных экономических условиях», – сказал министр транспорта РК Марат Карабаев на церемонии открытия выставки. 

Глава казахстанского ведомства напомнил, что страна находится в центре важных транспортных линий материка, при этом представляет собой надежного партнера и транзитный мост между Азией и Европой.

«Об этом свидетельствует международный состав участников выставки. Она станет полезной для укрепления долгосрочных и взаимовыгодных партнерских отношений участников и гостей мероприятия», – заключил министр.

Руководители министерств транспорта различных стран и международных организаций посетили национальные и коллективные и масштабные стенды отечественных системообразующих компаний.

Также выставку Translogistica Kazakhstan посетили послы и представители посольств Азербайджана, Беларуси, Ирана, Латвии, Литвы, России, Украины, Финляндии, Эстонии и ЮАР.

Кроме того, в Астану приехали министры транспорта ЕЭК, Турции, Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана, а также заместители руководителей министерств Азербайджана, Болгарии, Грузии и Латвии.

Экспозиции казахстанских компаний отличались особым размахом. Стенд национальной компании «Қазақстан темір жолы» занял центральное место в павильоне. 

На бизнес-форуме эксперты и участники из 25 стран Европы, Ближнего Востока, Кавказа, Центральной и Юго-Восточной Азии обсудили перспективы и возможности международных транспортно-логистических услуг, развитие эффективной инфраструктуры, а также вопросы снижения торговых барьеров для развития глобальных торговых потоков.

Работа форума началась со стратегической сессии – «Тренды мультимодальных перевозок на Новом Шелковом пути», на которой выступили руководитель  казахстанских железных дорог, министры транспорта Турции, Таджикистана, Узбекистана, вице-министры Латвии, Грузии, заместитель генерального директора ГК «Китайские железные дороги», генеральный секретарь Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии.

Выступающие на бизнес-форуме отметили в перечне трендов развития отрасли: маршруты грузопотоков меняются – большее развитие получает Средний коридор, транснацио­нальные компании «выбираются» на сушу – отдают предпочтение железнодорожным и автомобильным перевозкам, в этой связи новую актуальность получают мультимодальные перевозки (транспортировка грузов по одному договору, но выполненная по меньшей мере двумя видами транспорта).

Популярность Среднего коридора

Как отметил генеральный директор Союза транспортников KAZLOGISTICS Ерлан Абсатов, популярность Среднего коридора растет.

«Если по классическому нап­равлению (через Россию и Беларусь) раньше передвигалось порядка трех тысяч автомобилей в год, то в прошлом году – уже свыше 19 тысяч автотранспорт­ных средств. В ближайшие годы планируется увеличить грузопотоки в пять раз, то есть довести их до 100 тысяч автотранспортных средств в год. Это касается и железнодорожного транспорта, в ближайшие 5–10 лет Казахстан планирует нарастить грузоперевозки по этому направлению с одного до пяти миллионов контейнеров в год. Средний коридор длиннее и технологически сложнее, но мы начали его практически реализовывать и чувствуем спрос», – рассказал генеральный директор Союза транспортников KAZLOGISTICS Ерлан Абсатов.

По его словам, Транскаспийский коридор – альтернативный маршрут, который пролегает через порт Актау – далее по Каспию в Азербайджан, Грузию, Турцию, Болгарию, Румынию – до конечного пот­ребителя в странах Евросоюза.

Стоит отметить, по словам организаторов форума, грузоперевозки требуют сейчас не только наращивания потоков, но и «бесшовности» их прохождения, увеличения скорости транспортировки по территории десятка государств.

Также в контент форума вошли такие ключевые мероприятия для транспортного сообщества как II Международная конференция «Рынок складской логистики в Казахстане», Международная конференция «Развитие портов, терминалов и судоходства в Каспийском море», V Международная конференция «Рынок транспорта и логистики».

Например, на конференции «Рынок складской логистики в Казахстане» эксперты рассмотрели обзор рынка и перспективы развития складской логистики, результаты проектов и планов по развитию лидеров складского рынка в Казахстане. 

Перспективы порта Актау

Международная конференция «Развитие портов, терминалов и судоходства в Каспийском море» была посвящена 60-летнему юбилею морского порта Актау.

Как отметил в своем выступлении председатель правления АО «НК «Актауский морской торговый порт» Абай Турикпенбаев, развитие в эпоху цифровизации требует гибкости и готовности не только адаптироваться к изменениям, но и к активному использованию новых возможностей для решения задач, используя технические знания, креативность и инновационное мышление.

«В среднесрочной перспективе перед портом Актау поставлена задача по расширению пропускной способности с увеличением  инфраструктурной мощности по перевалке нефти до 20 млн тонн в год. Общая перевалка грузов за 9 месяцев 2023 года составила 3,386  млн тонн, что на 22% больше в сравнении с аналогичным периодом 2022 года. В настоящее время начаты мероприятия по созданию контейнерного хаба в порту Актау. Реализация проекта строительства контейнерного хаба позволит сформировать контейнерный парк на территории порта для стран Каспийского региона и Центральной Азии с предоставлением полного спектра услуг по перевалке контейнеров и перетариванию грузов, складских услуг, железнодорожных тупиков, цехов по ремонту и освидетельствованию контейнеров и другое», – рассказал Абай Турикпенбаев.

Туркменистан – важное звено Нового Шелкового пути

Потенциал Туркменистана как важного звена Нового Шелкового пути представил в своем докладе с видео-презентацией заместитель генерального директора Агентства транспорта и коммуникаций при кабинете министров Батыр Аннаев.

Он проинформировал коллег об активном строительстве и модернизации автомобильных и железных дорог в Туркменистане, модернизации Туркменбашинского международного морского порта, который превратился в многофункциональный транспортный хаб, и начале строительства грузовых судов и паромов на национальной судоверфи «Балкан», что значительно активизирует товарооборот и транзит грузов по Каспийскому морю.

Батыр Аннаев проинформировал участников бизнес-форума о том, что первый отечественный сухогруз планируют спустить на воду за полтора года, и далее каждые два месяца будут выходить следующие суда.

«Корабли спроектированы с учетом нынешнего уровня воды Каспийского моря, с низкой осадкой, но большой грузоподъемностью – 6100 тонн», – пояснил заместитель генерального директора Агентства транспорта и коммуникаций при кабинете министров Туркменистана.

Кроме того, как отметил Батыр Аннаев, в настоящее время идет строительство нового международного аэропорта в городе Джебел Балканского региона. Помимо международных аэропортов, действующих в городах Ашхабад, Туркменбаши, Туркменабат и Керки, этот объект станет пятым международным аэропортом в стране. Соответственно увеличивается частота и географический охват полетов. Налажены грузовые авиарейсы в Хошимин и Ханой, Сеул и Милан. Планируется дальнейшее увеличение внутренних авиаперевозок для улучшения транспортной доступности регионов, а также расширение авиасообщения со странами Азии и Европы.

Согласно докладу Евразийского банка развития, протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием в Центральной Азии за последние 20 лет увеличилась на 24,5 тыс. км. Самый значительный прогресс отмечен в Туркменистане и Узбекистане, где развернуто наиболее масштабное дорожное строительство. Согласно данным ЕАБР, в процентном соотношении показателей 2021 года к 2000 году, Туркменистан на первом месте по приросту протяженности автодорожной сети общего пользования.

Идет строительство автобана Ашхабад – Туркменабат протяженностью 600 км. Участок Ашхабад – Теджен протяженностью 254 км введен в эксплуатацию в прошлом году. Запланированная к строительству скоростная автомагистраль Туркменбаши –  Гарабогаз – граница с Казахстаном с мостом через залив Гарабогаз должна войти в состав Восточного автодорожного маршрута международного транспортного коридора Север – Юг.

Огромное значение для этого коридора, а также подключения к другим региональным и международным транспортным коридорам имеет железная дорога Казахстан – Туркменистан – Иран, где обеспечен сквозной единый тариф для грузоотправителей на всем протяжении маршрута. Примером его эффективности стала доставка контейнерным поездом с 50-ю сорокофутовыми контейнерами с автомобильными комплектующими из северо-восточной станции Джинган в китайском городе Далянь, через Казахстан, пограничные переходы Алтынколь и Болашак, далее через станцию Инчебурун на ирано-туркменской границе до пункта назначения – иранской станции Джольфа – в два раза быстрее, чем ранее по морскому пути.

И это только один пример на одном направлении, а их развивается немало в стране с подключением мультимодальной логистики, ставятся амбициозные цели по увеличению объемов контейнерных перевозок с сокращением сроков доставки.

В этом контексте Туркменистан заинтересован в реализации совместных инфраструктурных проектов, которые позволят интегрировать транспортную систему страны в евроазиатские транспортные коридоры. Особенно перспективным направлением является кооперация в рамках инициативы «Новый Шелковый путь».

Представитель транспортно-коммуникационного агентства Туркменистана заявил о готовности туркменских судостроителей принимать заказы на строительство новых судов. Представители различных бизнес-структур, работающих в области морских перевозок, заинтересовались перспективами судостроительного и судоремонтного завода «Балкан». Участники форума дали высокую оценку активной деятельности Туркменистана в области инвестиций в транспортную инфраструктуру.

Помимо взаимодействия на межгосударственном уровне, Туркменистан также заинтересован в налаживании прямых партнерских связей с частными компаниями транспортно-логистической сферы из других стран. Речь идет как о крупных международных логистических и транспортных корпорациях, так и о небольших специализированных фирмах. Эффективной платформой для обсуждения перспектив сотрудничества и укрепления деловых связей стал ежегодно проводимый в Ашхабаде форум «Международные транспортно-транзитные коридоры: взаимосвязь и развитие».

Заинтересованность участников ТРАСЕКА

ТРАСЕКА поддерживает платформы, направленные на дальнейшее развитие маршрутов коридора «Европа – Кавказ – Азия».

Организованная совместно с ПС МПК ТРАСЕКА сессия 1, прошла при модерировании генерального секретаря ПС МПК ТРАСЕКА, г-на Асета Асавбаева. Спикеры данной сессии – представители ЕС в Казахстане, Nurminen Logistics PLC (Финляндия), DB Cargo Eurasia (Германия), Global Digital Trade Corridor, GLS LLC, ТМТМ, KTZ Express и «Китайские железные дороги» выступили с презентациями и поделились своим мнением по первостепенным мерам, необходимым для дальнейшего развития Среднего коридора.

В рамках данной сессии спикеры обсудили развитие событий на Среднем коридоре с учетом быстроменяющейся геополитической обстановки в регионе и растущего давления санкционных режимов, а также сфокусировали свои выступления на важности определения конкурентоспособных тарифов, эффективности привлечения грузопотоков на Средний коридор действующими игроками на рынке, а также ожидаемом эффекте от улучшения странами инфраструктуры коридора.

На астанинском бизнес-форуме также рассматривались темы развития Среднего коридора, новые возможности грузовых и пассажирских авиаперевозок, автотранспортных услуг, передовые логистические решения в железнодорожной сфере и в организации торговых потоков на морских путях, а также научное и кадровое обеспечение транспортной отрасли.

Разворот грузопотоков

В условиях разворота грузопотоков на Восток и Азию новую жизнь обретают классические коридоры. Так считает министр по энергетике и инфраструктуре Евразийской экономической комиссии Арзыбек Кожошев.

«На евразийском пространстве возросла актуальность выстраивания новых устойчивых логистических цепочек и ускоренного развития международных маршрутов», – об этом заявил министр по энергетике и инфраструктуре Евразийской экономической комиссии Арзыбек Кожошев в ходе стратегической сессии VI Транспортно-логистического бизнес-форума New Silk Way в рамках «Казахстанской транспортной недели» в Астане.

Министр ЕЭК подчеркнул, что на международном треке в транспортной сфере открываются новые возможности для развития сотрудничества стран Евразийского экономического союза с партнерами по СНГ – Узбекистаном, Таджикистаном, Туркменистаном, а также с третьими странами – Китаем, Индией, Ираном и странами Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки.

Арзыбек Кожошев выразил уверенность, что площадка форума послужит хорошей платформой для обсуждения открывшихся возможностей и выработки предложений по их использованию.

В ходе бизнес-форума обсуждались также темы, посвященные: вопросам сотрудничества и интеграции транспортных систем; развитию маршрута Среднего коридора; новые технологии и инновации в области мультимодальных перевозок; повышение эффективности транспортировки грузов и улучшение условий поставок.

Помимо деловой программы прошли двусторонние встречи и переговоры с участием руководства отраслевых министерств, ведомств, ассоциаций и международных компаний.

Меморандумы и соглашения

В рамках бизнес-форума New Silk Way были подписаны  международные меморандумы и соглашения.  Данные документы позволят значительно увеличить транспортный потенциал Казахстана.    

К примеру, меморандум о взаимопонимании между KTZ Express и компанией «Rail Cargo Austria AG», а также соглашение о сотрудничестве с DB Cargo Eurasia позволит сторонам нарастить объемы перевозимых грузов и применить новые подходы в сфере транспортной логистики.

Наталья БУТЫРИНА

9 октября, 2023

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Наши партнеры
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели