Перспективным вектором увеличения грузопотока через казахстанско-китайский логистический терминал в порту Тихого океана является перевозка грузов через Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ). Масштабные планы Казахстана – стать крупным транспортным хабом, соединяющим Европу и Азию, реализуются через взаимное открытие рынков и развитие цепочек поставок. На днях впервые организована тестовая транзитная автоперевозка из Китая в Европу транзитом через Казахстан – порт Курык – по Каспийскому морю. Это исторический прецедент.
На днях в Европу через Казахстан – в тестовом режиме по новому маршруту – отправился из Китая грузовой автокараван. Далее на пароме из порта Курык в порт Баку автокараван в составе трех грузовиков массой 80 тонн каждый. Фуры перевозят товары из города Урумчи в Европу.
Не секрет, что интерес к грузовым автоперевозкам по Транскаспийскому маршруту стремительно растет, и по итогам состоявшегося на днях в Актау заседания казахстанско-китайской совместной комиссии по автоперевозкам был дан старт новому проекту — транзитной перевалке грузов фурами из Китая в Казахстан и далее через порты Курык и Алят в Грузию и ЕС.
Стоит отметить, что объем грузов, отправленных через морские порты Казахстана Актау и Курык по Транскаспийскому международному транспортному маршруту (ТМТМ), увеличился на 15% в течение первого квартала текущего года.
Перевалка грузов автомобильным транспортом через порт Курык выросла на 34%, а железнодорожными контейнерами через порт Актау – на 27%. Транзит железнодорожных контейнеров из Китая в страны ЕС через Казахстан вырос в 3,4 раза. Чтобы еще больше увеличить потенциал Транскаспийского международного транспортного маршрута, министерство транспорта с середины лета начнет дноуглубительные работы в порту Курык, чтобы обеспечить достаточную глубину для захода судов в гавань.
В ходе заседания казахстанско-китайской совместной комиссии по автоперевозкам глава Комитета автомобильного транспорта и транспортного контроля Минтранса Казахстана Али Алтай подчеркнул, что «впервые в истории грузовому автотранспорту двух стран предоставлен прямой доступ во все крупные торговые города сторон», – отметил Али Алтай. Кроме того, по его словам, появилась возможность реализовывать транзитные трансграничные автоперевозки, подразумевая новые возможности автомобильного маршрута Китай — Казахстан — Азербайджан — Грузия.
По его словам, в настоящее время срок доставки грузов из Китая в Европу достигает 52 дней при перевозке морем и до 22 дней — по железной дороге.
«Автоперевозки по ТМТМ позволят ускорить доставку до 12 дней, при условии, что груз пойдет «от двери до двери» без промежуточных погрузок и выгрузок. Это значительное сокращение времени доставки может иметь важное значение для бизнеса, стремящегося минимизировать временные затраты и обеспечить быструю поставку товаров», – утверждает Али Алтай.
Председатель Комитета автомобильного транспорта и транспортного контроля Минтранса Казахстана Али Алтай отметил, что подписанное в прошлом году соглашение с китайской стороной по автоперевозкам открывает широкие возможности и перспективы для дальнейшего развития грузоперевозок на международном треке.
Необходимо отметить, что объем перевозок грузов в 2023 году вырос 1,5 раза и составил 1,8 млн тонн. В 1-ом квартале 2024 года объем перевозок грузов вырос на 63% и составил 450,1 тыс тонн. Основные перевозимые грузы – бумага и изделия из бумажной массы, готовые продукты питания, древесина и изделия из нее, машины, механизмы и оборудования, продукты животного происхождения и другие грузы.
Основное преимущество «Среднего коридора» заключается не только в его скорости, но и в его способности обеспечивать более гибкую и надежную логистику. Существенный рост конкурентоспособности этого маршрута в последние годы отражается в увеличении количества грузов, перевозимых международными перевозками транспортной отраслью. Средний рост объемов грузов за последние три года составил 11%, что свидетельствует о постепенном увеличении спроса на этот маршрут со стороны бизнеса и логистических компаний.
В настоящее время перемещение грузов по международному Транскаспийскому пути занимает от 14 до 18 дней, что на 5 дней быстрее, чем было ранее, в частности благодаря оптимизации процессов на территории Казахстана. Для реализации поставленных задач по увеличению грузоперевозок по ТМТМ проводятся различные мероприятия.
К примеру, в ходе заседания совместной казахстанско-китайской комиссии по автоперевозкам представители транспортных ведомств двух государств обсудили вопросы дополнительного обмена бланками разрешений (дозволов) на 2024 и 2025 годы. Количество бланков разрешений на 2024 год составило 120 тыс единиц. В следующем году планируется оцифровать данный процесс и уже перейти на электронные бланки разрешений. Стороны договорились о том, что бланки разрешений будут выдаваться в неограниченном количестве
Как стало известно, АО «KTZ Express» (дочерняя компания АО «НК «Қазақстан темір жолы») и Global DTC Pte Ltd. объявили о запуске проекта по созданию цифрового коридора в рамках Транскаспийского международного транспортного маршрута.
Декларация о запуске подписана 23 мая 2024 года в присутствии главы Республики Казахстан К.К. Токаева в Сингапуре на полях казахско-сингапурского бизнес-форума.
Документом предусмотрено сотрудничество по запуску проекта таможенного оформления электронного транзита грузов, следующих железнодорожным транспортом из Китая в страны Европейского Союза через Республику Казахстан, а также реализация совместных мероприятий по обеспечению эффективной бесперебойной работы цифровой платформы Tez Customs на ТМТМ.
Платформа Tez Customs позволяет осуществлять таможенное декларирование грузов в электронном виде при поставках из КНР в страны Центральной Азии.
В рамках использования «Среднего коридора» для перевозок, порты Актау и Курык продемонстрировали рост грузоперевозок на 86% до отметки в 2,8 миллионов тонн в течение 2023 года. Знаковым стало достижение по транспортировке 1,5 млн тонн нефти из Казахстана и создание новых зерновых терминалов в порту Курык.
В планах до 2025 года значительно увеличить пропускную способность маршрута, расширив ее с 6 млн тонн до 10 млн тонн грузов в год.
Для реализации поставленных задач на Транскаспийском международном транспортном маршруте предусмотрено развитие инфраструктуры и терминальных мощностей. Ключевые проекты включают в себя строительство вторых путей железнодорожного участка Достык – Мойынты, обводной линии Алматы, контейнерного хаба в морском порту Актау, многофункционального терминала «Саржа» в порту Курык, а также дноуглубление обеих морских гаваней. Эти меры позволят к 2027 году увеличить пропускную способность маршрута до 10 млн тонн грузов в год. Таким образом, Казахстан подтверждает свою роль как ключевое звено в цепочке ТМТМ, обеспечивая эффективность и скорость транспортировки через свою территорию.
Председатель Комитета автомобильного транспорта и транспортного контроля Минтранса Казахстана Али Алтай подчеркнул важность реализуемых инициатив для укрепления логистических связей на маршруте, соединяющем Китай и Европу, а также для улучшения транспортного сотрудничества между Поднебесной и Казахстаном.
«Наша работа направлена на то, чтобы обеспечить стабильность и рост объемов экспорта, импорта и транзитных перевозок, а также на укрепление товарного обмена между нашими государствами», – подчеркнул Али Алтай.
Напомним, что до сих пор китайские грузы по ТМТМ перевозились исключительно контейнерными блок-поездами, и в случае успешного выхода китайских автоперевозчиков на маршруты Среднего коридора произойдут качественные перемены в транзитной карте всего Прикаспийского региона.
В целом, инициатива по использованию Транскаспийского международного транспортного маршрута представляет собой важный шаг в направлении улучшения глобальной логистики и содействия международной торговле. Ее реализация может способствовать углублению экономических отношений между странами региона и созданию новых возможностей для бизнеса, а также способствовать укреплению инфраструктурной связи между Азией и Европой.
В период, когда глобальная торговля и экономические отношения становятся все более важными для различных стран, международные транспортные маршруты приобретают стратегическое значение. Особенно важным становится развитие альтернативных маршрутов, которые позволяют сокращать время доставки и улучшать логистику грузоперевозок.
Наталья БУТЫРИНА,
Актау
Добавить комментарий