Китайская компания «Порт Ляньюньган» и Актауский морской торговый порт приступили к строительству контейнерного хаба на территории специальной экономической зоны (СЭЗ) «Морпорт Актау», который станет центром для обеспечения контейнерного сервиса и парка для стран Каспийского региона и Центральной Азии.
В последние годы наряду с диверсификацией грузопотоков и многовекторным развитием маршрутов перевозок портом Актау уделяется большое внимание развитию транзита, преимущественно из Китая в Европу и в двустороннем сообщении на маршруте уральские регионы России – страны Персидского залива.
Портовики работают над диверсификацией грузовой базы, увеличением контейнеропотока и переориентацией части экспортных грузов на транскаспийские маршруты. В частности, один из основных трансконтинентальных транспортных маршрутов, в котором порт является важным морским звеном мультимодальных перевозок – Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ).
Для развития логистического климата в регионе на базе порта Актау дан старт созданию контейнерного хаба. Данный проект получил поддержку правительств Казахстана и Китая и реализуется в рамках глобальной инициативы «Один пояс, один путь». Кроме того, создание хаба включено в Национальный проект «Сильные регионы – драйвер развития страны».
Ожидается, что новый контейнерный хаб в Актау существенно оптимизирует логистические процессы. Благодаря географическому положению, контейнерный хаб в Актау призван стать ключевым центром приема грузов, обеспечить их распределение по различным транспортным направлениям, включая коридоры Север – Юг и Транскаспийский международный транспортный маршрут.
Ключевую роль в этом будет играть казахстанско-китайский терминал в Сиане, открытый в начале 2024 года. Уже сейчас через него проходит 30% всех контейнерных поездов, следующих из Китая в Европу. Кроме этого, реализация данного инфраструктурного логистического проекта усилит позиции Казахстана в международной логистической системе и откроет новые перспективы для развития транспортно-логистической сферы.
В качестве инвестора привлечена одна из крупнейших портовых компаний Китая – ООО «Группа компаний Порт Ляньюньган».
Напомним, что 20 сентября 2024 года АО «KTZ Express», администрации порта Ляньюньган и Актауского морского торгового порта подписали учредительные документы совместного предприятия для реализации проекта строительства контейнерного хаба в порту Актау.
В настоящее время ведутся работы по землеустройству. На объекте задействовано более 20 единиц спецтехники. Контейнерный хаб появится на территории площадью 19 га, находящейся в непосредственной близости с портом.
Потребность в предоставлении сервиса на выделенной территории для хаба обуславливается ограниченностью площадей действующего порта, а также крайне низким уровнем контейнеризации казахстанского экспорта, и, следовательно, сохраняющейся на ближайшую перспективу потребностью в стаффинговых операциях с грузами.
На территории контейнерного хаба будут предоставляться все сервисы по обслуживанию, обработке контейнеров, проводиться ремонтные работы, услуги по затарке, перетарке контейнеров как из автомобильного, так и железнодорожного транспорта. Здесь также планируется строительство крытых складов, холодильных складов для рефрижераторных контейнеров.
Организация хаба позволит создать площадки для работ по перемещению грузов из традиционных вагонов в контейнеры. Данная мера будет способствовать планированию контейнерных перевозок и создаст выгодные условия для доставки грузов до порта как авто-, так и железнодорожным транспортом. По мнению портовиков, контейнеризация грузов позволяет выполнять их бесперегрузочную доставку, что значительно сокращает объемы промежуточных работ.
На территории хаба предполагается оказывать такие дополнительные сервисы, как: хранение, ремонт, сертификация и взвешивание (в том числе определение массы брутто) контейнеров.
Создание хаба позволит обновить контейнерный парк. В частности, будут приобретены портальные и мобильные краны (уже приобретен портальный кран грузоподъемностью 64 тонны), погрузчики, терминальные тягачи с прицепом, вилочный автопогрузчик, терминальные тягачи, полуприцепы, перегрузочное оборудование. Кроме этого, предусмотрена модернизация системы электроснабжения объекта.
Эффект от реализации проекта строительства контейнерного хаба позволит оказывать полный спектр услуг по перевалке контейнеров и перетариванию грузов, с увеличением их объемов до 300 тыс. ДФЭ (условная единица измерения вместимости грузовых транспортных средств) в год.
В 2025 году уровень ДФЭ будет доведен до 92-х тысяч, к 2034 году – до 300 тысяч ДФЭ. Сегодня пропускная способность порта Актау по обработке контейнеров составляет 70 тысяч ДФЭ.
Стоит отметить, что контейнерные перевозки по Транскаспийскому международному транспортному маршруту за январь-октябрь 2024 года выросли в 2,6 раза и достигли 46,3 тыс. TEU. Из Китая за этот период было отправлено 27,6 тыс. TEU, что в 26 раз превысило прошлогодний показатель. По итогам 10 месяцев текущего года увеличение контейнерных перевозок через порт Актау выросло на 84 %, включая около 27 тысяч контейнеров в транзитном сообщении «Восток – Запад».
В месяц по маршруту ТМТМ отправляется около 40 контейнерных поездов. Это стало возможным благодаря слаженной работе железных дорог, морских портов и торгового флота. В перспективе объемы контейнеропотока будет доведены до 3000 контейнерных поездов в год.
Транскаспийский международный транспортный маршрут имеет большой потенциал для прямой доставки грузов из Азии в Европу.
Сегодня в этом направлении экспортируются нефть, нефтепродукты, металлы, зерно, химикаты, сода и другие товары. В импорте преобладают потребительские товары, продукты питания, железная руда, черные металлы, химикаты, руды цветных металлов и нефтепродукты. В транзитном направлении преобладают товары народного потребления, продукты питания, зерно, строительные материалы, черные металлы, химикаты и сода.
Строительство хаба позволит увеличить транспортировку контейнеров в Транскаспийском направлении через Азербайджан, Грузию, Турцию и переориентировать часть транзитных грузов, следующих из Китая в Европу.
Завершение первого пускового комплекса контейнерного хаба в порту Актау планируется в середине 2025 года.
Сегодня работа по формированию Казахстана в качестве транзитного хаба является приоритетной. В условиях текущей геополитической ситуации это приобретает особую актуальность. Интеграция транспортной системы Казахстана с международными коридорами позволит стране сохранить позиции в регионе как основного транзитного государства.
Наталья БУТЫРИНА,
Актау
Фото предоставлено Министерством транспорта РК
Добавить комментарий