Казахстан и Китай начали строительство  контейнерного хаба на каспийском побережье
Каспийский транзит

Казахстан и Китай начали строительство контейнерного хаба на каспийском побережье

Китайская компания «Порт Ляньюньган» и Актауский морской торговый порт приступили к строительству контейнерного хаба на территории специальной экономической зоны  (СЭЗ) «Морпорт Актау», который станет центром для обеспечения контейнерного сервиса и парка для стран Каспийского региона и Центральной Азии.

В последние годы наряду с диверсификацией грузопотоков и многовекторным развитием маршрутов перево­зок портом Актау уделяется большое внимание развитию транзита, преимущественно из Китая в Европу и в двустороннем сообщении на маршруте уральские регионы России – страны Персидского залива. 

Портовики работают над диверсификацией грузовой базы, увеличением контейнеропотока и переориентацией части экспортных грузов на транскаспийские маршруты. В частности, один из основных трансконтинентальных транспортных маршрутов, в котором порт является важным морским звеном мультимодальных перевозок – Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ).

Для развития логистического климата в регионе на базе порта Актау дан старт созданию контейнерного хаба. Данный проект получил поддержку правительств Казахстана и Китая и реализуется в рамках глобальной инициативы «Один пояс, один путь». Кроме того, создание хаба включено в Национальный проект «Сильные регионы – драйвер развития страны».

Ожидается, что новый контейнерный хаб в Актау существенно оптимизирует логистические процессы.  Благодаря географическому положению, контейнерный хаб в Актау призван стать ключевым центром приема грузов, обеспечить их распределение по различным транспортным направлениям, включая коридоры Север – Юг и Транскаспийский международный транспортный маршрут.

Ключевую роль в этом будет играть казахстанско-китайский терминал в Сиане, открытый в начале 2024 года. Уже сейчас через него проходит 30% всех контейнерных поездов, следующих из Китая в Европу. Кроме этого,  реализация данного инфраструктурного логистического проекта усилит позиции Казахстана в международной логистической системе и откроет новые перспективы для развития транспортно-логистической сферы.

В качестве инвестора привлечена одна из крупнейших портовых компаний Китая – ООО «Группа компаний Порт Ляньюньган».

Напомним, что 20 сентября 2024 года АО «KTZ Express», администрации порта Ляньюньган и Актауского морского торгового порта подписали учредительные документы совместного предприятия для реализации проекта строительства контейнерного хаба в порту Актау.

В настоящее время ведутся работы по землеустройству. На объекте задействовано более 20 единиц спецтехники. Контейнерный хаб появится на территории площадью 19 га, находящейся в непосредственной близости с портом.

Потребность в предоставлении сервиса на выделенной территории для хаба обуславливается ограниченностью площадей действующего порта, а также крайне низким уровнем контейнеризации казахстанского экспорта, и, следовательно, сохраняющейся на ближайшую перспективу потребностью в стаффинговых операциях с грузами.

На территории контейнерного хаба будут предоставляться  все сервисы по обслуживанию, обработке контейнеров, проводиться ремонтные работы, услуги по затарке, перетарке контейнеров как из автомобильного, так и железнодорожного транспорта. Здесь также планируется строительство крытых складов, холодильных складов для рефрижераторных контейнеров.

Организация хаба позволит создать площадки для работ по перемещению грузов из традиционных вагонов в контейнеры. Данная мера будет способствовать планированию контейнерных перевозок и создаст выгодные условия для доставки грузов до порта как авто-, так и железнодорожным транспортом. По мнению портовиков, контейнеризация грузов позволяет выполнять их бесперегрузочную доставку, что значительно сокращает объемы промежуточных работ.

На территории хаба предполагается оказывать такие дополнительные сервисы, как: хранение, ремонт, сертификация и взвешивание (в том числе определение массы брутто) контейнеров.

Создание хаба позволит обновить контейнерный парк. В частности, будут приобретены портальные и мобильные краны (уже приобретен портальный кран грузоподъемностью 64 тонны), погрузчики, терминальные тягачи с прицепом, вилочный автопогрузчик, терминальные тягачи, полуприцепы, перегрузочное оборудование. Кроме этого, предусмотрена модернизация системы электроснабжения объекта.

Эффект от реализации проекта строительства контейнерного хаба позволит оказывать полный спектр услуг по перевалке контейнеров и перетариванию грузов, с увеличением их объемов до 300 тыс. ДФЭ (условная единица измерения вместимости грузовых транспортных средств) в год.

В 2025 году уровень ДФЭ будет доведен до 92-х тысяч, к 2034 году – до 300 тысяч ДФЭ. Сегодня пропускная способность порта Актау по обработке контейнеров составляет 70 тысяч ДФЭ.

Стоит отметить, что контейнерные перевозки по Транскаспийскому международному транспортному маршруту за январь-октябрь 2024 года выросли в 2,6 раза и достигли 46,3 тыс. TEU. Из Китая за этот период было отправлено 27,6 тыс. TEU, что в 26 раз превысило прошлогодний показатель. По итогам 10 месяцев текущего года увеличение контейнерных перевозок через порт Актау выросло на 84 %, включая около 27 тысяч контейнеров в транзитном сообщении «Восток – Запад».

В месяц по маршруту ТМТМ отправляется около 40 контейнерных поездов. Это стало возможным благодаря слаженной работе железных дорог, морских портов и торгового флота. В перспективе объемы контейнеропотока будет доведены до 3000 контейнерных поездов в год.

Транскаспийский международный транспортный маршрут имеет большой потенциал для прямой доставки грузов из Азии в Европу.

Сегодня в этом направлении экспортируются нефть, нефтепродукты, металлы, зерно, химикаты, сода и другие товары. В импорте преобладают потребительские товары, продукты питания, железная руда, черные металлы, химикаты, руды цветных металлов и нефтепродукты. В транзитном направлении преобладают товары народного потребления, продукты питания, зерно, строительные материалы, черные металлы, химикаты и сода.

Строительство хаба позволит увеличить транспортировку контейнеров в Транскаспийском направлении через Азербайджан, Грузию, Турцию и переориентировать часть транзитных грузов, следующих из Китая в Европу.

Завершение первого пускового комплекса контейнерного хаба в порту Актау планируется в середине 2025 года.

Сегодня работа по формированию Казахстана в качестве транзитного хаба является приоритетной. В условиях текущей геополитической ситуации это приобретает особую актуальность. Интеграция транспортной системы Казахстана с международными коридорами позволит стране сохранить позиции в регионе как основного транзитного государства.

Наталья БУТЫРИНА,

Актау

Фото предоставлено Министерством транспорта РК

25 ноября, 2024

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Наши партнеры
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели