Казахстан построит нефтехранилище в Атырауской области на Каспии
Повестка дня

Казахстан построит нефтехранилище в Атырауской области на Каспии

Проект может обойтись в сотни миллионов долларов и рискует не окупиться

Казахстанская нефтегазовая госкомпания «Казмунайгаз» (КМГ) проработает строительство крупного нефтяного хранилища в Атырауской области на западе страны. Соответствующее поручение 8 ноября дал президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев во время встречи с общественностью региона.

«Поручаю компании «Казмунайгаз» с учетом экологических требований рассмотреть вопрос строительства крупного нефтехранилища в Атырауской области», — сказал Токаев.

Глава Казахстана также поручил министерству энергетики республики провести переговоры по поводу строительства нефтехранилищ с крупными добывающими компаниями.

Через Атырауский регион проходят экспортный нефтепровод Каспийского трубопроводного консорциума (КТК; соединяет месторождения на западе Казахстана с терминалом в районе Новороссийска) и нефтепровод Атырау – Самара. А также там расположен трубопровод Атырау – Кенкияк – Кумколь, позволяющий прокачивать нефть с запада Казахстана, где сосредоточены крупнейшие месторождения страны, до границы с Китаем.

Токаев пояснил, что Казахстан экспортирует нефть, поэтому останавливать ее  производство «недопустимо». В качестве положительного примера он привел Китай, где «построены очень большие нефтехранилища, которые позволяют без дополнительных поставок удовлетворять внутренние потребности на протяжении 3-4 месяцев».

По данным минэнерго Казахстана, экспорт нефти из республики в 2021 г. составил 67,6 млн тонн 78,5% экспортных объемов, или 53,1 млн тонн, было поставлено по системе КТК, следует из данных консорциума. В частности, по КТК вывозится нефть с крупных месторождений Тенгиз (в 2021 г. прокачано 26,6 млн тонн), Кашаган (15,7 млн тонн) и Карачаганак (10,3 млн т). Поставки прочих казахстанских производителей по КТК в прошлом году составили 463 600 тонн. На казахстанскую нефть в 2021 г. пришлось более 87% всех объемов прокачки по системе КТК.

В марте 2022 г. отгрузка нефти на терминале КТК в Новороссийске останавливалась из-за повреждения двух из трех действующих выносных причальных устройств (ВПУ) после шторма. В июне там возникли новые проблемы, связанные с необходимостью разминирования акватории от бомб времен Великой Отечественной войны. В июле транспортировка нефти по КТК и вовсе была временно приостановлена по решению Приморского райсуда Новороссийска для устранения нарушений, выявленных ранее Ространснадзором. В конце августа КТК сообщил, что временно вывел из эксплуатации два из трех ВПУ из-за обнаружения в них неполадок. Ремонтные работы начались в конце октября.

Казахстанская нефть также экспортируется по трубопроводной системе «Транснефти» (через нефтепровод Атырау – Самара проектной мощностью 17,5 млн тонн в год) в смеси с российской нефтью для погрузки на танкеры в Новороссийске и балтийском порту Усть-Луга. По данным ЦДУ ТЭК, отгрузка нефти Казахстана в 2021 г. в Новороссийске составила 7,1 млн тонн, в Усть-Луге – 5,9 млн тонн. В январе — октябре текущего года отгрузка казахстанской нефти в Новороссийске снизилась на 21,6% до 4,7 млн тонн, в Усть-Луге – на 26,1% до 3,7 млн тонн.

В июле Токаев на фоне проблем, возникших в 2022 г. с поставками нефти по КТК, уже поручал «Казмунайгазу» проработать оптимальный вариант реализации Транскаспийского международного транспортного маршрута для диверсификации экспорта нефти из республики.

Президент Казахстана также поручил принять меры по увеличению мощностей нефтепроводов Атырау – Кенкияк и Кенкияк – Кумколь.

7 ноября президент Казахстана также распорядился увеличить объемы транспортировки нефти через порты Актау и Курык на Каспийском море до 20 млн тонн в год.

Осенью 2022 г. казахстанские компании начали использовать альтернативные маршруты поставок нефти в ЕС, минуя транзит через систему КТК.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков поясняет, что в случае приостановки поставок по КТК Казахстан вынужден сокращать добычу из-за невозможности экспортировать нефть по другим маршрутам или наращивать ее потребление внутри страны.

Эксперт отмечает, что нефтехранилища, как правило, строят страны — импортеры нефти, чтобы избежать топливного кризиса в случае прекращения поставок из-за рубежа.

Директор группы корпоративных рейтингов АКРА Василий Танурков добавляет, что другой целью строительства нефтехранилищ для стран-импортеров является сглаживание колебаний цены на рынке. Но для экспортирующей нефть страны «обе цели нерелевантны», считает он.

По словам Юшкова, стоимость строительства нефтехранилища будет зависеть от его емкости и метода реализации проекта (открытое или закачка в выработанное месторождение).

Объем должен быть сопоставим с объемами, недопрокачанными в 2022 г. через КТК, а стоимость – составить «сотни миллионов долларов», отмечает Юшков.

Танурков отмечает, что найти инвестора для такого проекта, учитывая, что Казахстан является страной — экспортером нефти, будет очень сложно, а его окупаемость — «под большим вопросом».

Подготовила Наталья БУТЫРИНА

3 декабря, 2023

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Наши партнеры
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели