Казахстан строит новый морской порт на Каспии
Аналитика, Повестка дня

Казахстан строит новый морской порт на Каспии

В рамках реализуемого руководством Республики Казахстан курса на форсированное развитие нефтегазовой и транзитно-транспортной инфраструктуры в Каспийском регионе в п. Прорва Жалыойского района Атырауской области осуществляется строительство нового морского порта с одноименным названием.

Строительство осуществляется за счёт средств казахстанско-американской компании «Тенгизшевройл»[1] (90% общего объема финансирования), разрабатывающей Тенгизское и Королевское нефтегазовое месторождение на территории Атырауской области, и казахстанской сервисной компании «Тениз Сервис» (10%).

Справка редакции: Товарищество с ограниченной ответственностью «Тенгизшевройл» создано по соглашению Правительства Республики Казахстан и корпорации «Шеврон» в 1993 году для разработки месторождения Тенгиз, общие запасы которого составляют 3.2 млрд тонн нефти. 

Фото строительства объектов Проекта будущего расширения ТШО (источник)

Известно, что порт будет использоваться для обслуживания нефтегазовых месторождений в казахстанском секторе Каспийского моря, а также доставки строительных материалов и крупногабаритных модулей к месту строительства завода третьего поколения компании «Тенгизшевройл», строительство которого осуществляется в рамках реализации так называемого «Проекта будущего расширения – Проекта управления устьевым давлением» в Атырауской области [2].

Указанный проект является одним из крупнейших среди реализуемых в настоящее время в Казахстане инвестиционных проектов. Его стоимость на данный момент составляет 37 млрд долларов США, главной целью является увеличение добычи углеводородов на месторождении Тенгиз. По результатам реализации проекта объем добычи нефти на месторождении должен вырасти на 12 млн тонн в год, тогда как в настоящее время уровень добычи нефти на месторождении составляет в среднем 26 млн тонн нефти.

Столь масштабные объёмы запланированных работ требуют создания комплексной системы обеспечения строительства, прежде всего логистической поддержки. В связи с отсутствием в месте строительства порта автомобильных и железнодорожных подъездов операторами принято решение осуществлять доставку необходимых материалов, в т.ч. крупногабаритных модулей посредством использования морского транспорта. Для этого в районе порта Прорва голландской компанией «Ван Оорд» с 2014 года ведётся строительство судоходного канала протяженностью 71 км.

Также известно, что в целях доставки негабаритных модулей для строительства портового объекта через внутренние водные пути РФ национальная морская судоходная компания казахстанская сторона в 2016 году заключила контракт с датской компанией Blue Water Shipping A/S на поставку и эксплуатацию 15 судов. Суда будут транспортировать крупные модули к месту строительства. Компания Blue Water Shipping A/S во II квартале 2018 года планирует дополнительно построить для доставки грузов  ещё два судна проекта VARD 921.

В этих же целях национальная морская судоходная компания Казахстана «Казмортрансфлот» заказала постройку в Румынии 3 специализированных судов. Первое из них — «Барыс» («Barys»), спущено на воду 12 мая 2017 года на верфи ВАРД, с 11 апреля 2018 года начало работу на Каспийском море. Новые суда имеют длину 113 метров и ширину 21 метр, максимальная грузоподъемность 5000 тонн при осадке 4 метра. Данные суда будут осуществлять поставку в порт Прорва модулей, производимых на трёх производственных площадках Мангистауской области. Всего в период с 2018 по 2021 гг. по маршруту порт Курык – порт Прорва данными судами планируется перевезти в общей сложности 75 негабаритных модулей.

Судно «Барыс»

Таким образом, Республика Казахстан в настоящее время ведёт масштабную и разнонаправленную политику по экономическому развитию своих прикаспийских регионов. Помимо активно развивающихся в последние годы порта Актау и Курык в Мангистауской области, в соседней Атырауской области создается еще один значимый инфраструктурный портовый объект, которые несомненно окажет серьёзное влияние на геоэкономические процессы Каспийского региона.

 

[1] Товарищество с ограниченной ответственностью «Тенгизшевройл» создано по соглашению Правительства Республики Казахстан и корпорации «Шеврон» в 1993 году для разработки месторождения Тенгиз, общие запасы которого составляют 3.2 млрд тонн нефти. Акционеры компании: Шеврон 50%, Эксонмобил 25%, КазМунайГаз 20%, ЛукАрко 5%.

[2] Проект будущего расширения – Проект управления устьевым давлением – крупный инвестиционный проект стоимостью 37 млрд долларов США, реализуемый в целях увеличения добычи углеводородов на месторождении Тенгиз. В рамках проекта будет построены: система нефтесбора, включая добывающие скважины, замерные установки, сборные коллекторы, система повышения давления (входные сепараторы, насосная установка, компрессорная установка), завод по переработке нефти и подготовке газа для закачки в пласт, системы выработки электроэнергии, компрессорная станция обратной закачки сырого газа в пласт (ЗСГ-2). Объекты будут строиться с использованием так называемого модульного метода.

По результатам проекта объем добычи нефти на месторождении должен вырасти на 12 млн тонн. В настоящее время уровень добычи нефти на месторождении составляет в среднем 26 млн тонн нефти в год.

 

Главное фото: Tenizservice.kz

7 июня, 2018

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Наши партнеры
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели