Космос, роботы и медицина: сферы профессий будущего обсудили на ПМЭФ
Наука и Культура

Космос, роботы и медицина: сферы профессий будущего обсудили на ПМЭФ

Беспилотники, нейроинтерфейсы и колонизация Марса — все это сначала появилось в научной фантастике. Сейчас, согласно опросу, проведенному «Мастерской новых медиа» и АНО «Диалог Регионы», 42% россиян уверены: научная фантастика уже предсказывает появление новых профессий. Космические технологии, медицина, робототехника и ИИ возглавляют список сфер, где идеи фантастов воплощаются быстрее всего. Эксперты сессии на ПМЭФ обсудили, как литература и медиа формируют образ будущего, почему критическое мышление важнее узкой специализации и зачем Китай инвестирует в фантастику.

Как показал результат опроса*, который озвучила модератор дискуссии, заместитель генерального директора АНО «Диалог Регионы», основатель «Мастерской новых медиа» Юлия Аблец, научная фантастика может предсказать и предсказывает появление новых профессий и компетенций: 42% считают, что она уже это делает, 32% – что она способна дать такие прогнозы для далекого будущего. Современные медиа также развивают интерес к профессиям будущего. Так считает треть (33%) респондентов, около половины (48%) опрошенных придерживаются обратного мнения. ТОП-5 сфер, где, по мнению респондентов, наиболее вероятно воплощение идей из научной фантастики в ближайшем будущем:

  • космические технологии
  • медицина
  • робототехника и искусственный интеллект
  • транспортная сфера
  • военная индустрия

По словам астрофизика, фантаста Николая Горькавого (США), научная фантастика помогает формировать образ будущего, создавать прорывные технологии и профессии.  «Фантасты не просто мечтатели, они профессиональные думатели, они не просто предсказывают, они творят будущее, а потом приходят инженеры и реализуют его», – отметил Горькавый.

Лучший фантаст Европы Роберто Куалья подчеркнул, что любое общество, которое в современности добилось технологического процветания, имеет высокий уровень проникновения научно-фантастического воображения в массовое сознание. «Китай активно развивает научную фантастику. Государство вмешивается, чтобы пробудить интерес к воображению позитивного будущего, и, как мне кажется, это уже приносит плоды, ведь сейчас Китай – ведущий производитель «документов» по искусственному интеллекту», – рассказал Роберто Куалья.

Медиа играют ключевую роль в формировании образов и профессий будущего. Для формирования ориентиров важно опираться на реальных героев, считает заместитель генерального директора «Газпром-Медиа Холдинга» Борис Ханчалян. «Мы провели анализ киноработ, созданных за последние 40 лет в отечественном кинематографе. В центре российского кино и сериалов – «простой человек». Что касается интереса к сюжетам про профессии, то зрителей привлекают истории о социальных специальностях. Так, в прошлом году «Газпром-Медиа Холдинг» и студенческий проект «Твой Ход» провели опрос среди молодой аудитории об их предпочтениях в кино и сериалах. Среди лидеров оказались врачи – их выделили 28% респондентов. Также в топе спасатели, учителя, полицейские, военные», – заключил Борис Ханчалян.

Генеральный директор «Геоскан Москва» Павел Степанов отметил, что значимость научной фантастики состоит в вдохновении ученых, инженеров и молодых людей, которые могут начать деятельность в исследовательской сфере. Например, фантастика вдохновила инженеров на развитие беспилотных технологий, которые теперь добрались до космоса.

Научная фантастика способна не только формировать образы будущего и новых профессий, вдохновлять на новые прорывы, но и предупреждать от возникновения рисков в развитии. И здесь эксперты отмечают большую роль фундаментального образования.Первый заместитель министра просвещения РФ Александр Бугаев отметил, чтосистема образования должна быть гибкой и адаптироваться к быстро меняющемуся миру.

«Чему и как учить? Очень важен запрос работодателя, но важен и запрос на будущее, поскольку образование – это игра вдолгую. Мы должны понимать, как менять те же государственные образовательные стандарты. Они должны становиться более гибкими. Это скорее должен стать некий конструктор компетенций, который работодатель должен подбирать под себя в будущем. Поэтому появился проект «Профессионалитет», который позволяет нам изменять систему средне-профессионального образования, приближать ее к запросам производства», – подчеркнул Александр Бугаев.

Эксперты выделили базовые компетенции и подходы к формированию новых профессий.Заместитель вице-президента по образовательным проектам VK Анна Степанова отметила, чтоискусственный интеллект — базовая компетенция для профессий будущего. Однако специальный представитель Президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков отметил, обучение должно строиться на фундаментальных дисциплинах, а не на быстро меняющихся технологиях. А лучше к новым вызовам готовы будут те системы, где учитываются разные сценарии развития. 

 «В школе нужно учить математике, физике. Учить искусственному интеллекту, который поменял за последние 4 года 4 поколения, и каждый из которых требует совершенно другого подхода к обучению, абсолютно бессмысленно.  Биология говорит, что залогом выживания является разнообразие. Единственный способ иметь правильный ответ – иметь множество неправильных ответов. […] Если ваша система образования и система экономики позволяет делать множество дешевых ошибок, то вы лучше готовы к тем вызовам, которые ждут вас в будущем», – заметил Песков.

Вице-президент — директор управления исследований и инноваций Сбера Альберт Ефимов отметил, что научная фантастика не предсказывает будущее, а вдохновляет и предостерегает нас. Искусственный интеллект уже кардинально меняет рынок труда. Чтобы оставаться компетентным, необходимо не только постоянно совершенствовать свои навыки владения новыми технологиями, но и развивать критическое мышление.

«Когда говорят: «Надо обучать искусственному интеллекту!», — это всё равно что генералы готовятся к прошедшей войне. Нужно уже переходить к следующему этапу: не просто обучать молодых людей AI-навыкам, а объяснять, какую неизмеримую пользу могут принести технологии для их образовательного и профессионального развития. Искусственный интеллект становится своего рода экзоскелетом для нашего мозга, позволяющим осваивать новые навыки и компетенции с поразительной скоростью. […] При всём этом для любого человека важно умение сохранить себя в этом новом мире. Потому что для него, живущего в окружении алгоритмов, существует большой риск чрезмерно слиться с технологией. И именно развитие критического мышления, в том числе с помощью грамотно выстроенного образования, не позволит человеку потерять свою сущность», — отметил Ефимов.

* Опрос проводился «Мастерской новых медиа» совместно с АНО «Диалог Регионы» 6-10 июня методом River Sampling среди пользователей социальных сетей. Объем и социально-демографические характеристики выборки исследования соответствуют данным государственной статистики, репрезентируя население страны.

20 июня, 2025

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Наши партнеры
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели