Научный сотрудник Института экономики РАН Александр Караваев поделился с редакцией портала «Каспийский вестник» своими мыслями по вопросу экономической интеграции в Каспийском регионе. Эксперт считает, что пришло время вывести торгово-экономическую тематику за пределы традиционного перечня каспийской повестки, так как она «тонет» в потоке других проблем — безопасность, биоразнообразие, правовое регулирование. На его взгляд, наиболее подходящий формат для многосторонней экономической координации по Каспию, с учётом российских интересов, возможен в рамках МТК Север-Юг.
«Саму инициативу нужно поднимать на уровень трансрегиональной организации (постоянный международный форум участников или Фонд развития инициативы). Здесь, в сфере логистики, наиболее масштабные капиталы, которые крутятся в регионе, за пределами сферы добычи углеводородов — развитие портов, ж.д. коммуникаций. Здесь же подключается тема инноваций в судостроении (RSD 59 «река-море» — «Волго-Дон макс» признан в Лондоне одним из лучших отраслевых проектов в судостроении, у Красного Сормово заказ на 20 единиц, более 20 млрд рублей, плюс идея с новозеландским скоростным автопаромом катамаранного типа – примеч. А.Караваева), обновление парка ж.д. вагонов, строительство прибрежных автодорог с использованием геотекстиля (крупный заказ для местных газохимических комплексов — малотонажная нефте-, газохимия), развитие промзон по трасвидовым узлам коридора и так далее. Каспийская экономическая повестка выглядит именно так», — отмечает Александр Караваев.
При этом, эксперт обращает внимание на тот факт, что до сих пор на Каспии не создан механизм экономической координации. Идея экономической координационной структуры для Каспия — ОКЭС, предлагалась ещё с 1992 года, по аналогии с ОЧЭС. Но до сих не обрела никакой реализации, именно по указанной выше причине — сведения всей повестки взаимодействия в один блок, слишком обширный, с массой обусловленных трений, уверен Александр Караваев.
Кроме того, важная ценность для каспийского круга вопросов — постараться изолировать проблематику бассейна от влияния третьих сторон, не работает в экономической сфере. Динамичное развитие предполагает многосторонний подход. И собственно, нефтегазовый сектор это доказывает.
«Именно по этой причине эффективность ОКЭС с пятью субъектами выглядит зыбко. В отличие от более обширной структуры, включающей интересы Индии, Персидского залива и Японии (эти группы стран также можно подключить к трансрегиональной структуре МТК Север-Юг). При этом, формат МТКСЮ более удобный, чем иные, потому как выводит на первый план инициативы альтернативные Китаю рынки», — уверен эксперт.
По его мнению, если Россия будет развивать МТКСЮ с элементами ЗСТ, тогда он может видеться как «коридор развития», получая свойства трансрегиональной интеграции: включая постепенный переход на использование национальных валют в торговле и страховании перевозок. Это также усилит каспийские проекты. Таким образом, каспийская интеграция, инвестиционная координация диктует именно такой разворот.
«Конечно, это не панацея, и в этом раскладе множество проблемных узлов, но, во всяком случае, те стратегические документы в сфере общекаспийской экономики, которые уже есть, как раз из сферы координации МТК:
— комплексный «План модернизации и развития магистральной инфраструктуры до 2024 года»;
— «Стратегия развития морских портов в Каспийском бассейне до 2030 года». Регламентирует расширение грузопотока на с портами каспийской пятерки и развитии трансвидовых сочленений (морской — авто — ж.д транспорт);
— создание АНО «Дирекция по развитию международных транспортных коридоров» в рамках Постановления правительства РФ от 10 апреля 2020 г. № 969-р.
Поэтому, вот мое предложение, вместо «пробивания» ОКЭС, как аналога черноморской координации 1980-90-х гг. на Каспии, и вряд ли эффективной структуры, сосредоточиться на разработке с участниками и заинтересованными субъектам МТК Север-Юг проекта трансрегиональной организации», — заключил Александр Караваев.
Добавить комментарий