Обсужден новый коридор между Каспием и Черным морем
Каспийский транзит

Обсужден новый коридор между Каспием и Черным морем

Румыния, Грузия, Азербайджан и Туркменистан планируют завершить работу над соглашением, способным придать импульс грузоперевозкам между Центральной Азией и Европой. Речь идет о создании международного транзитно-транспортного коридора, призванного связать Каспийское море с Черным. Подписание документа ожидается в 2025 году.

Так, 10 февраля в формате видеоконференции состоялась четырехсторонняя рабочая встреча по обсуждению проекта межправительственного Соглашения о создании и реализации международного транзитно-транспортного коридора «Каспийское море — Черное море», сообщает МИД Туркменистана.

По замыслу, пунктами для перевалки и обработки грузов станут порт Туркменбаши на Каспийском море и румынский порт Констанца на Черном. Промежуточное звено — Азербайджан и Грузия. В дальнейшем возможны ответвления и к другим черноморским гаваням, например в Болгарии или Турции, а также расширение маршрута с заходом в Казахстан. Проект зачастую рассматривают как часть более масштабного Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ), который уже связывает Китай и страны Центральной Азии с Турцией и европейским побережьем.

Главная цель — дать бизнесу дополнительную логистическую альтернативу: доставлять товары из Центральной Азии в Восточную и Южную Европу быстрее. Ведь всякий раз, когда товарооборот сталкивается с транзитными барьерами, производители и экспортеры несут дополнительные издержки.

Европейский союз готов вкладывать значительные средства в развитие Транскаспийского коридора, частью которого является и планируемый маршрут «Каспийское море — Черное море». По некоторым оценкам, сумма инвестиций достигает нескольких миллиардов евро.

Средства потребуются не только на модернизацию портовой инфраструктуры, но и на оптимизацию железнодорожных участков, строительство терминалов, приобретение перегрузочного оборудования.

Если проект заработает на полную мощность, то в выигрыше окажутся сразу несколько сторон. Во-первых, государства-инициаторы укрепят свои позиции в качестве транзитных хабов. Во-вторых, перевозчики получат альтернативный путь, который может существенно сокращать время в дороге. В-третьих, развитие портовой и сопутствующей инфраструктуры положительно скажется на местных экономиках: появятся новые рабочие места, вырастет спрос на логистические услуги и смежные отрасли.

По прогнозам Всемирного банка, к 2030 году объем перевозок по ТМТМ, частью которого станет и коридор «Каспийское море – Черное море», способен утроиться. Даже если этот маршрут останется в основном региональным (с долей межконтинентальной торговли менее 40%), выгоды для стран-участниц будут ощутимыми. Они смогут укрепить связи с партнерами в Азии и Европе, а также привлекать внешние инвестиции в инфраструктуру.

Отдельный акцент в соглашении делается на использовании современных технологий. Страны хотят внедрить электронные системы для ускорения таможенных операций, обмена документами и планирования перевозок. Это позволит перевозчикам оперативно отслеживать перемещение грузов и сокращать бюрократические задержки. Уже сейчас ведутся переговоры о стандартизации таких процессов, чтобы создать единое цифровое пространство вдоль всего коридора.

Формирование новых транспортных маршрутов между Востоком и Западом — один из главных трендов на глобальном транспортном рынке. Инициаторы коридора «Каспийское море — Черное море» уверены, что, объединив усилия, они смогут предоставить конкурентное решение для миллионов тонн грузов. Если все пойдет по плану, подписание четырехстороннего соглашения и его дальнейшая ратификация станут значимым событием для логистического рынка и откроют новые возможности перед транснациональными корпорациями, локальными экспортерами и всеми, кто стремится выстроить стабильные международные цепочки поставок.

Арман Янг

Фото: МИД Туркменистана

17 февраля, 2025

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Наши партнеры
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели