Впервые в современной истории торговых отношений между Азербайджаном и Китаем 24 ноября из Баку в Сиань отправился первый экспортный маршрутный поезд в составе шестидесяти двух 40-футовых контейнеров с грузом азербайджанской продукции.
Поезд «Баку-Сиань» с 62 контейнерами отправился через Казахстан в китайский порт Сиань. Ожидается, что до конца года будет отправлено 15.000 тонн экспортных грузов, или 600 контейнеров.
Это событие на полном основании можно назвать историческим, поскольку оно знаменует собой использование мультимодального международного транспортного Срединного коридора не только для взаимного товарооборота между Западом и Востоком, но и для развития двусторонних экономических связей между странами-участницами этого маршрута, значение которого в мире растет.
Востребованность в разных способах доставки грузов через Срединный коридор и в разных пунктах назначения внутри этого коридора выводит его далеко за рамки первоначальной идеи, целью которой была организация Транскаспийского варианта грузоперевозок между ЕС и Китаем.
В 2023 году этот маршрут в основном использовался для транспортировки транзитных грузов, а 2024 год не только приумножил успех таких операций, но и открыл новые перспективы взаимодействия.
Совершенно очевидно, что эта инициатива не только откроет для азербайджанских компаний огромный рынок Китая, но и увеличит экспортный потенциал Азербайджана, принесет существенные доходы экономике страны, а также подтвердит важное место Азербайджана в функционировании мировой цепочки поставок.
Кроме того, налаживание такого сообщения, фактически нового «окна» возможностей, однозначно привлечет интерес инвесторов, демонстрируя выгоды для успешного бизнеса.
В реализацию данного проекта помимо АЖД вовлечены его партнеры — Абшеронский логистический центр, Бакинский международный морской торговый порт (БММТП), ЗАО «Азербайджанское Каспийское морское пароходство» (ASCO), АО «Казахстанские железные дороги» (КТЖ), секретариат Транскаспийского международного транспортного маршрута, управляющий комитет китайского международного порта Сиань — самого крупного сухого порта Китая.
Руководители всех перечисленных структур приняли участие 24 ноября в торжественном мероприятии по случаю отправки в Китай первого экспортного блок-поезда Азербайджана.
Подобное сотрудничество, при котором государства и частный бизнес действуют сообща, является показателем высокой скоординированности и правильных совместных логистических решений основных операторов на азербайджанском участке Срединного коридора, а именно, АЖД, Абшеронского логистического центра, БММТП и ASCO.
Вместе с тем Азербайджан продолжит использовать для экспорта на мировой рынок и черноморские порты Грузии. Такая многовекторность транспортно-торговых операций еще больше укрепляет стратегическую роль Азербайджана в сфере международных грузоперевозок. При этом АЖД не остановится на достигнутом и будет работать над новыми проектами по превращению Азербайджана в важнейший торгово-транспортный хаб.
Напомним, что с начала 2024 года из Китайской Народной Республики в Азербайджан было отправлено 280 контейнерных маршрутных поездов, а до конца года этот показатель превысит 300 контейнерных поездов.
В 2025 году, с учетом прогноза роста грузоперевозок, по Срединному коридору из КНР до Азербайджана и далее могут пройти 1000 контейнерных блок-поездов.
В целом за 10 месяцев текущего года объем грузооборота между Азербайджаном и Китаем вырос на 30% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. В этой связи особенно выделяется прирост объема транзитных грузов.
Так, за 10 месяцев 2024 года объем транзитных грузов составил 255,018 тонн, что на 290% выше показателя аналогичного периода 2023 года. Следует также отметить, что за 10 месяцев 2024 года объем импортной продукции увеличился на 13% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.
Наибольшие объемы составили перевозки продуктов химической промышленности, нефтепродуктов, а также товаров пищевой промышленности.
Наталья БУТЫРИНА
Добавить комментарий