Пока Грузия занята внутриполитическими проблемами, БТК осваивает Россия
Каспийский транзит, Повестка дня

Пока Грузия занята внутриполитическими проблемами, БТК осваивает Россия

Пока охваченная противостоянием между правящей партией и оппозицией Грузия целиком занята внутриполитическими проблемами, геополитическая обстановка в регионе меняется, и Россия все активнее включается в проекты, которые первоначально были направлены против  или в обход России.И одним из таких проектов оказалась железная дорога Баку-Тбилиси-Карс.

В конце января текущего года из Турции в Россию по БТК направился первый контейнерный поезд, который доставил на станцию Ворсино Калужской области бытовую технику (газовые плиты и посудомоечные машины). Организаторами первой перевозки выступили  АО «РЖД Логистика» и турецкий логистический оператор Pasifik Eurasia Logistics(PASİFİK EURASİA LOJİSTİK DIŞ TİCARET A.Ş.).

Как заявил тогда генеральный директор АО «РЖД Логистика»Дмитрий Муреев, «железнодорожный коридор Баку-Тбилиси-Карс открывает для компании новые перспективы» и «будет способствовать увеличению российско-турецкого товарооборота». Одно из важнейших преимуществ нового маршрута в том, что перевозки по БТК почти вдвое сокращают время транзита между Турцией и Россией.

А в марте 2021 года Россия отправила в Турцию по БТК поезд с зерном и пшеничными отрубями. Как сообщили азербайджанские СМИ со ссылкой на дочернюю компанию ЗАО «Азербайджанские железные дороги» — ООО ADYExpress, «со станции Татарская (Западно-Сибирская железная дорога) России в 13 крытых вагонах было отправлено 780 тонн зерна, а со станции Шадринск (Южно-Уральская железная дорога) в восьми крытых вагонах — 480 тонн пшеничных отрубей».  Сообщалось также, что российские грузовладельцы планируют регулярно отправлять свои грузы в Турцию по коридору Баку-Тбилиси-Карс. В Грузии на оба события никакого внимания не обратили. Не отреагировали на них ни официальные представители правительства, ни лидеры оппозиции, занятые спорами об исходе парламентских выборов 2020 года и необходимости проведения досрочных выборов.

Ранее, в мае 2019 года, без участия Грузии как члена проекта БТК между ОАО «РЖД» и железнодорожными компаниями Турции и Азербайджана был подписан трехсторонний меморандум,  который предусматривал «совместные действия по обеспечению регулярных железнодорожных перевозок по маршруту Баку-Тбилиси-Карс, включая установление экономически обоснованных тарифов и привлечение новой грузовой базы».

Если первоначально речь шла о поставках российского зерна в Турцию, то позднее «ассортимент» грузоперевозок расширили. В октябре 2019 года на международной конференции в Москве по теме «Железнодорожные перевозки горно-металлургических грузов» было достигнуто соглашение об использовании маршрута БТК для поставки продукции горнодобывающей и металлургической промышленности из России в Турцию. Но официальный Тбилиси как участник маршрута БТК и в 2019 году ни одно из соглашений между партнерами по данному проекту и Россией не опротестовал. 

С критикой властей Грузии после оформления трехстороннего меморандума по БТК в мае 2019 года  выступил экс-президент Михаил Саакашвили. Он отметил, что Грузия находится там, где ей определил место нынешний неформальный правитель олигарх Бидзина Иванишвили.

«Нам не за что сердиться на азербайджанцев и турок. Будь я на их месте, я тоже бы не считал их (нынешнюю власть Грузии) никем. Все уважают самих себя, а мы находимся именно там, где определил нам место Иванишвили. Мы стали маленькой деревней, а ведь мы были самой крутой страной в регионе, реформатором номер один во всем мире», — заявил тогда М. Саакашвили.

Очередную тревогу экс-президента Грузии вызвали достигнутые в Москве в январе текущего года договоренности между Россией, Арменией и Азербайджаном о разблокировке всех путей сообщения. Саакашвили предположил, что в результате осуществления этих планов Грузия превратится в «ампутированную часть Южного Кавказа», и это приведет к «уничтожению транзитной функции Грузии».

Тревогу экс-президента разделяет и ряд грузинских экспертов, которые обеспокоены постепенной утратой Грузией статуса регионального транспортного хаба. Так, например, эксперт Гия Хухашвили предположил, что в результате подключения к транспортировке грузов по БТК России эта железная дорога может превратиться «в один из самых неудачных проектов». А по мнению учредителя «Клуба профессиональных железнодорожников» Давида Гочава, Россия и Турция пытаются лишить Грузию функции главного транспортного узла, которую она выполняет на маршруте БТК. Дело в том, что перевод вагонов с советской коллеи на европейскую происходит на грузинской станции Ахалкалаки.  Но Россия и Турция намереваются продлить «советскую колею» до Карса, после чего грузовые составы будут проходить грузинский участок железной дороги без остановки, и станция Ахалкалаки утратит свою узловую функцию. Оппозиционно настроенные эксперты считают, что нынешнее правительство Грузии не умеет защищать интересы своей страны, поэтому подобное пренебрежительное отношение соседей неудивительно.

По мнению еще одного грузинского аналитика Арчила Сихарулидзе, подключение России к перевозкам грузов по БТК само по себе опасности для Грузии не представляет до тех пор, пока у России нет доминирования, права голоса или права вето в этом проекте.

«Пока у России нет доминирования в этом проекте, нет права голоса или права вето в отдельных вопросах, она может провозить по этой дороге любые грузы. Тем более, что сумма от этих перевозок капает на счета в Грузии. Что касается отсутствия реакции с грузинской стороны, я думаю, что сейчас в Грузии, где политэлита занята дележкой власти и формированием новых правил игры на внутриполитической арене,  никому дела до проекта БТК нет. Но если абстрагироваться от популистских высказываний, то я думаю, что пока у России не будет права голоса, вето или управления в этом проекте, наши власти к перевозке российских грузов будут относиться спокойно», — заявил «Каспийскому вестнику» Арчил Сихарулидзе.

По его словам, политика Грузии должна строиться на диверсификации, и это должно касаться не только отношений с Россией, но и отношений с Турцией, Азербайджаном, ЕС и США.

«Страна не должна сидеть на одной игле. Грузия  активно сотрудничает с Россией во многих отраслях экономики. Количество российских туристов зашкаливает, количество российских бизнесов зашкаливает, количество граждан РФ, получивших право на проживание в Грузии, зашкаливает. Некоторые радикальные прозападники даже бьют в колокола, что Россия своими туристами «оккупирует» Грузию и что пускать их нельзя. Есть, конечно, очень чувствительные сферы, в том числе энергоресурсы. Раньше мы целиком зависели от российских энергоносителей, и зимой 2006 года остались без тепла. Но сегодня Грузия в этой сфере почти полностью зависит от Азербайджана  и в последнее время пытается диверсифицировать поставки за счет закупки энергоресурсов у России. И хотя критики уже возмущаются, что нынешняя власть «возвращает нас в Советский Союз», я думаю, что такая политика – правильная. В нашем регионе нет такого понятия, как чистая дружба, но есть четкое ощущение геополитики, и Грузия должна реагировать на протекающие в регионе процессы», — пояснил Арчил Сихарулидзе.

Напомним, что железнодорожная магистраль Баку-Тбилиси-Карс строилась дольше запланированного срока и была пущена в эксплуатацию в конце октября 2017 года, но строительные работы продолжились и после торжественного открытия дороги, а грузинский участок БТК до сих пор работает в тестовом режиме.

По разным оценкам, пропускная способность Баку-Тбилиси-Карс составляет от 6,5 до 10 млн тонн грузов в год, которую в результате дальнейшего развития коридора  планировалось довести до 17 млн. Но, по данным за 2018-2019 годы, по этой дороге перевозилось в среднем до 150 тысяч тонн грузов ежегодно. Азербайджанские аналитики считают, что подключение к перевозкам по БТК России и других стран позволит увеличить грузопоток, загрузить магистраль и повысить ее рентабельность, что важно для всех государств-участников проекта, в том числе для Грузии.

Ирина Хачидзе

19 марта, 2021

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Наши партнеры
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели