Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев предложил пустить скоростные грузовые поезда из Челябинска в Иран через Казахстан. Астана готова инвестировать в железнодорожную инфраструктуру восточного маршрута МТК.
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев на заседании Высшего евразийского экономического совета подтвердил готовность совместно с Россией и странами ЕврАзЭС развивать новые транспортные маршруты. По его словам, важным направлением в дальнейшем интеграционном развитии может стать создание новых международных транспортных артерий.
«В качестве предметных инициатив предлагаем запустить скоростные грузовые поезда по железнодорожной магистрали Челябинск – Болашак (Мангистауская область РК) – Иран протяжённостью 2873 км. Для этого можно использовать действующую инфраструктуру транспортного коридора Север – Юг с созданием грузового консолидирующего центра в Челябинске. Казахстан для этого реконструирует свои «узкие места» в своей железнодорожной сети Бейнеу — Мангистау и на участке автодороги Бейнеу — Шалкар», – отметил президент Казахстана.
По мнению главы Казахстана, необходимо усилить транспортно-транзитный потенциал Евразийского экономического союза, «в частности запустить скоростные грузовые поезда из Челябинска в Иран через Казахстан в рамках транспортного коридора «Север — Юг», – заявил президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев.
«Считаю, что созрело понимание необходимости развития транспортного коридора «Север — Юг» в сопряжении с Транскаспийским маршрутом. В этой связи Казахстан будет выступать надежным логистическим хабом ЕАЭС, задействовав все свои возможности и ресурсы», — сказал Токаев.
Для этого можно использовать действующую инфраструктуру коридора «Север — Юг» с созданием грузового консолидирующего центра в Челябинске, отметил он.
Также, по мнению главы Казахстана, целесообразно рассмотреть возможность совместных инвестиций в строительство инфраструктуры в морских и сухих портах Ирана и Туркменистана. Это значительно расширит географию экспорта государств-членов, укрепит их логистические возможности.
«Следует решить вопросы использования электронных пломб, гарантийных систем оперативного информационного обмена, а также развития системы «единого окна». Эти меры позволят создать общий цифровой мультимодальный коридор, который ускорит товаропотоки и оптимизирует цепочки поставок», – убеждён Касым-Жомарт Токаев.
Накануне, выступая на пленарном заседании Евразийского экономического форума, президент Казахстана оценил коридор Север ‒ Юг как ключевой элемент новой глобальной логистики. Данный меридиональный коридор согласовывается с широтным Транскаспийским международным транспортным маршрутом.
«Данные маршруты способны в корне поменять уровень взаимодействия и кооперации внутри огромной Евразии. Именно транспорт и логистика сейчас выдвигаются на первый план международного сотрудничества. По сути дела, на международном рынке идёт борьба за обладание транспортными маршрутами, логистикой», – заявил Касым-Жомарт Токаев.
Напомним, что на карте Казахстана приграничная станция «Болашак» в Мангистауской области недалеко от города Жанаозен появилась в мае 2013 года. Железная дорога соединяет ее со станцией Серхетяка в Туркменистане. Сегодня через приграничную с Туркменистаном станцию «Болашак» отправляется продукция казахстанских сельхозтоваропроизводителей – пшеница, мука, продукты перемола, ячмень, овес, чечевица. Разнообразная продукция экспортируется в Туркменистан, Иран, Афганистан.
Участок Болашак – Серхетяка представляет собой часть транснационального железнодорожного коридора, который связывает Казахстан, Туркменистан и Иран и обеспечивает выход грузопотоков с сухопутных к морским путям в регион Персидского залива. Новый коридор значительно повышает транзитный потенциал Казахстана, открывает путь отечественной продукции к новым рынкам сбыта.
Начальник железнодорожной станции «Болашак» Максат Нурбеков отмечает увеличение объема экспорта отечественной продукции. В частности, зерна – в Иран и Туркменистан. Кстати, в обратном направлении в нашу страну из соседнего центрально-азиатского государства прибывают текстиль и фрукты.
«У нас уже есть возможность принимать и отправлять 5 поездов в сутки. Если грузооборот в дальнейшем будет расти, то и мы расширим возможности станции. По итогам 2022 года из Туркменистана привезено около 200 тыс. тонн грузов, а отправлено – около 1 млн 200 тонн груза. Объем импорта товаров прошлого года оценивается в 2 млн тонн», – отметил Максат Нурбеков, начальник железнодорожной станции «Болашак».
Станция «Болашак» – последняя перед границей с Туркменистаном. Отсюда товары отечественного производства отправляются по железной дороге в страны Персидского залива. Сначала грузовые вагоны с пшеницей, строительными и горюче-смазочными материалами беспрепятственно идут в Туркменистан. Далее в Иран и Афганистан.
Станция находится в 150 километрах от Жанаозена. Грузопотоки, проходящие через Болашак — Серхетяка участвуют в мировой торговле, попадая на рынок через кратчайший сухопутный маршрут. Он позволяет осуществлять прямые поставки между странами и сократить время следования транзитных поездов.
Стоит отметить, что по предварительным статистическим данным в январе-марте 2023г. взаимная торговля Мангистауской области со странами ЕАЭС составила 56984,8 тыс. долларов CША и по сравнению с январем-мартом 2022г. увеличилась на 51,4%, в том числе экспорт составил 4676 тыс. долларов США (на 9,3% больше), импорт – 52308,8 тыс. долларов США (на 56,8% больше).
Наталья БУТЫРИНА
Добавить комментарий