Президенты России и Казахстана приняли участие Форуме межрегионального сотрудничества
Каспийский диалог

Президенты России и Казахстана приняли участие Форуме межрегионального сотрудничества

28 ноября президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев совершил первый после избрания на пост главы государства рабочий визит в Российскую Федерацию. В рамках визита состоялись его переговоры с Президентом России Владимиром Путиным. Главы прикаспийских государств в режиме видеоконференции приняли участие в работе XVIII Форума межрегионального сотрудничества России и Казахстана.

В рамках участия в межрегиональном форуме, главной темой которого являлось «Снятие инфраструктурных ограничений международной торговли», Владимир Путин и Касым-Жомарт Токаев уделили значительное внимание сотрудничеству двух государств на каспийском направлении.

Прежде всего, Президент России отметил, что в прошлом году зафиксирован беспрецедентный рост товарооборота между странами – почти на 35 процентов, до 25,6 миллиарда долларов. За восемь месяцев текущего года встречная торговля увеличилась ещё на девять процентов. Россия была и остаётся одним из крупнейших инвесторов в казахстанскую экономику. Общий объём российских капиталовложений составляет почти 17 миллиардов долларов. Совместно осуществляется более 30 крупных инвестиционных проектов во всех без исключения ключевых отраслях экономики, включая промышленное производство, машиностроение, железнодорожный сектор, атомную энергетику, химическую отрасль, да и во многих других.

Особое внимание, по словам Владимира Путина, уделяется развитию совместной транспортно-логистической инфраструктуры, снятию ограничений, мешающих торговым и инвестиционным обменам. С учётом этого в России реализуются масштабные меры по переориентации своих экспортно-импортных операций на новые рынки. Ведётся работа по обустройству и повышению эффективности новых магистральных международных коридоров «Восток – Запад» и «Север – Юг».

«Вместе с казахстанскими партнёрами предпринимаем скоординированные шаги по повышению конкурентоспособности и укреплению транзитного потенциала наших транспортных систем. Осуществляются проекты по расширению пропускной способности автомобильных пограничных переходов, создаются условия для наращивания грузоперевозок водным транспортом, в том числе на Каспии, по реке Иртыш», — заявил российский лидер

Президент РФ также отметил важность реализации совместных российско-казахстанских инициатив по развитию энергетической инфраструктуры, разведке и добыче углеводородов, по взаимным поставкам и транзиту нефти, газа и электричества.

Касым-Жомарт Токаев со своей стороны отметил, что тема форума имеет особое значение в нынешних условиях кризиса международной торговли и геополитической неопределённости. А снятие всех ограничений и создание взаимовыгодных условий в торговле является ключом к качественному экономическому росту соседних стран.

Президент Казахстана обратил внимание, что самые развитые страны мира, стоявшие у истоков либеральных торговых договорённостей, в последние полгода увеличивают темпы введения экспортных ограничений. К примеру, страны G20 с мая по октябрь текущего года ввели 47 ограничительных мер на товары, объём торговли которыми превышает 160 миллиардов долларов. Речь идёт о постоянно возникающих запретах на экспорт, дополнительных лицензионных требованиях, квотах и пошлинах. На этом фоне сотрудничество между Казахстаном и Россией, по мнению казахстанского лидера, разительно отличается от глобальных тенденций.

Касым-Жомарт Токаев отметил, что на фоне современных вызовов следует ускорить модернизацию логистических цепочек. С этой целью казахстанская сторона работает над формированием современной и эффективной инфраструктуры сбыта продукции в приграничных регионах Казахстана. Создаётся система торговых хабов для всего евразийского пространства: это центр трансграничной торговли «Евразия» на территории Западно-Казахстанской области и на границе с Российской Федерацией; подобные торговые хабы создаются и на границе с Узбекистаном и с Кыргызстаном, а также на границе с Китаем. При этом данные хабы будут логистически увязаны с портами Актау и Курык, участвуя в распределении экспортно-импортных потоков с прикаспийскими странами, а также с Турцией и Европой. Активно ведётся работа по созданию современного контейнерного хаба на базе специальной экономической зоны – морского порта Актау.

«Мы планируем на их основе комплексно развивать кластеры международной торговли и производства. Уверен, что эта работа нужна и выгодна не только Казахстану, но и всему региону, и, конечно же, Российской Федерации», — отметил К.-Ж.Токаев.

Для дальнейшего расширения многогранного взаимовыгодного сотрудничества президент Казахстана предложил:

усилить деятельность подкомиссии по вопросам приграничного и межрегионального сотрудничества;

уделить улучшению приграничной инфраструктуры, расширению пропускной способности пограничных переходов между Казахстаном и Россией с учётом формируемых транснациональных коридоров, в том числе в рамках инициативы «Один пояс – один путь», маршрута «Север – Юг»;

осуществлять строительство автомобильных дорог, создание логистических хабов и экономических зон на приграничных территориях.

В целях расширения сотрудничества в производстве продукции высоких переделов президент Казахстана предложил рассмотреть возможность участия российских предприятий алюминиевого и нефтехимического кластеров в прикаспийской Атырауской области.

Зампредседателя Правительства России Оверчук Алексей Логвинович выступивший на открытии форума, также отметил важность совместного участия Москвы и Астаны в формировании прочного транспортно-логистического каркаса всего региона. Это касается, как железнодорожного маршрута Западный Китай – Казахстан – Россия – Белоруссия, так и мультимодального маршрута через каспийские порты, и восточного маршрута международного транспортного коридора «Север – Юг», который уже связывает Россию, Казахстан, Туркменистан и Иран.

Заместитель Премьер-министра – Министр торговли и интеграции Казахстана Серик Макашевич Жумангарин подтвердил важность сотрудничества двух государств по МТК «Север-Юг».

«Всё большую роль начинают играть новые международные транспортные коридоры, способные обеспечить устойчивый экспорт и капитализировать транзитный потенциал, в частности маршрут «Север – Юг», — заявил он.

По его словам Казахстаном активизирована восточная ветка коридора: через железную дорогу Казахстан – Туркменистан – Иран на сегодняшний день среднее время транзита на маршруте до порта Бендер-Аббас на берегу Персидского залива составляет десять дней. В июне текущего года из России впервые был запущен контейнерный поезд из 40 единиц 40-футовых контейнеров со строительными материалами, направленный в Индию, с использованием данного коридора.

«За девять месяцев текущего года уже перевезено почти 80 тысяч тонн грузов, что в восемь раз больше по сравнению с прошлым годом, хотя возможности транспортного коридора позволяют перевезти уже сейчас шесть миллионов тонн», — отметил С. Жиганшин.

Влад Кондратьев

2 декабря, 2022

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Наши партнеры
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели