С 30 сентября по 1 октября в городе Актау Республики Казахстан прошло девятое совместное пятистороннее заседание администраций морских портов прикаспийских государств. В заседании принимали участие делегации Республики Казахстан, Исламской Республики Иран, Российской Федерации, Азербайджанской Республики и Туркменистана.
Как сообщает пресс-служба Актауского порта, открывал заседание председатель правления Абай Турикпенбаев, который отметил большую значимость развивающихся взаимоотношений в сфере портовых услуг и морских перевозок между прикаспийскими странами.
В ходе встречи участники обсудили результаты выполнения решений предыдущих заседаний, перспективы дальнейшего сотрудничества и рассказали о текущей деятельности портов.
К примеру, заместитель генерального директора ЗАО «Бакинский международный морской порт» Вахид Алиев сообщил, что новый порт Баку, расположенный в поселке Алят, начал функционировать в полном объеме. Здесь также готовится к открытию терминал по обработке карбамида, мощности по производству которого существенно возросли в Туркменистане после открытия завода в прикаспийском Балканском велаяте (области) этой страны.
Справка редакции: В городе Гарабогаз Балканского велаята (области) 17 сентября при участии Президента Гурбангулы Бердымухамедова состоялось торжественное открытие нового индустриального объекта – завода «Гарабогазкарбамид». Инвестиционный проект осуществлен зарубежными партнёрами – компаниями «Mitsubishi Corporation» (Япония) и «Gap Inşaat» (Турция). Подробнее о новом заводе читайте в материале «Каспийского вестника».
Российская сторона, в свою очередь, объявила о запуске нового масленичного терминала в порту Оля и расширении номенклатуры экспортируемых грузов в направлении Ирана, в частности мясной продукции.
Как сообщается, важное место в работе заседания заняли вопросы по развитию контейнерного сообщения через порты Каспийского бассейна. Так, казахстанская сторона отметила о запуске контейнерной линии по направлению Актау — Баку — Актау и выразила пожелание по построению новых контейнерных линий в другие порты Каспия.
Одновременно все стороны отметили важность возобновления обсуждения и реализации вопроса создания и пользования специализированного веб-сайта для сбора и обмена информацией, как представителями портов, так и потенциальными клиентами.
С предложением об изучении вопроса по развитию туристического потенциала стран Каспийского моря выступила Иранская сторона и получила всеобщую поддержку.
Кроме руководителей портов в заседании приняли участие и представители морских администраций, специалисты отраслевых департаментов и эксперты заинтересованных министерств и ведомств стран-участниц.
По итогам переговоров подписан протокол 9-го совместного заседания руководителей морских портов Прикаспийских государств, а местом проведения очередного 10-го заседания определен город Баку (Азербайджан).
Напомним, что сотрудничество в сфере транспорта является одним из приоритетов сотрудничества прикаспийских государств. В ходе Пятого каспийского саммита, состоявшего в Актау, было подписано Соглашения между правительствами прикаспийских государств о сотрудничестве в области транспорта. Его целью является сотрудничество прикаспийских стран по формированию и развитию региона Каспийского моря в качестве крупного международного транспортно-логистического узла с развитой инфраструктурой и высоким уровнем их взаимодействия при осуществлении международных перевозок.
В статье 3 договора прописаны действия государств «прикаспийской пятёрки» на ближайшую перспективу. В частности, стороны договорились:
1) способствовать дальнейшему развитию морских, автомобильных, железнодорожных, воздушных и мультимодальных перевозок между государствами Договаривающихся Сторон и транзиту на основе обеспечения равных и взаимовыгодных условий доступа перевозчиков и грузовладельцев к объектам транспортной инфраструктуры и их использования для погрузки и выгрузки грузов, посадки и высадки пассажиров, осуществления обычных коммерческих операций и использования услуг;
2) совместно вырабатывать и реализовать меры, способствующие развитию грузовых перевозок между прикаспийскими государствами, а также привлечению дополнительных транзитных грузопотоков, в том числе осуществляемых через транспортные терминалы;
3) способствовать развитию пассажирских перевозок, прежде всего регулярных, а также международного круизного судоходства;
4) сотрудничать по вопросам обеспечения безопасности на транспорте при осуществлении перевозок пассажиров и грузов между прикаспийскими государствами и транзитом через их территории;
5) содействовать налаживанию контактов между транспортными компаниями-перевозчиками и грузовладельцами, разработке привлекательных тарифных условий для осуществления перевозок, в том числе в рамках международных транспортных коридоров, и согласованию долговременных и сквозных тарифных ставок для увеличения объемов перевозок грузов;
6) сотрудничать в подготовке и повышении квалификации специалистов в области транспорта;
7) способствовать применению и актуализации существующих процедур предварительного информирования о грузах, ввозимых в двустороннем сообщении либо транзитом;
8) оказывать содействие в создании транспортно-логистических центров на ключевых направлениях перевозок пассажиров и грузов;
9) содействовать развитию международных транспортных коридоров, проходящих по территориям государств Договаривающихся Сторон, способствовать организации перевозок по ним и участию в совместных проектах по строительству, совершенствованию их инфраструктуры;
10) вырабатывать и принимать меры по обеспечению сохранности инфраструктуры международных транспортных коридоров на территориях своих государств;
11) поощрять проекты в области развития, модернизации и сопряжения транспортной инфраструктуры в регионе и привлечение инвестиций в указанные проекты;
12) содействовать в соответствии с законодательством своих государств и достигнутыми договоренностями упрощению визовых, административных, таможенных и других контрольных процедур при осуществлении международных перевозок;
13) способствовать повышению качества и доступности транспортных услуг на основе общепризнанных международных стандартов;
14) взаимодействать в области проведения научных исследований, использования научных достижений и передовых технологий на транспорте, развития интеллектуальных транспортных систем;
15) сотрудничать в области снижения негативного воздействия транспорта на окружающую среду.
Основным механизмом реализации соглашения призваны стать регулярные встречи министров транспорта прикаспийских государств, проводимых поочередно в согласованные по дипломатическим каналам сроки.
Фото: portaktau.kz
Добавить комментарий