Старший преподаватель кафедры Экономики и управления на водном транспорте Каспийского института морского и речного транспорта Катерина ГУЙВИК-КЛЕНОВА, г. Астрахань
Прежде чем говорить о ключевых моментах потенциального роста российско-азербайджанского товарооборота, стоит отметить, что за 2018 год товарооборот между Азербайджаном и Россией вырос на 20%, по сравнению с 2017 годом. При этом экспорт азербайджанских товаров в Россию увеличился на 13,2%. Экспорт российских товаров в Азербайджан в 2018 году увеличился на 21,3%.
На сегодняшний день в рамках международного транспортного коридора «Север — Юг» осуществляется проект, нацеленный на интеграцию транспортно-логистических магистралей России, Азербайджана, Ирана и Индии. Речь идет о строительстве железной дороги Астара — Решт — Казвин. Также в рамках данного проекта уже построен железнодорожный мост Астара-Астара и ведется обустройство грузоперевалочного терминала в Иранской Астаре. Этот терминал уже функционирует благодаря завершению работ на некоторых модулях. Данный проект также приведет к увеличение торгового оборота между Россией и Азербайджаном.
Наряду с этим продолжается активное сотрудничество между Россией и Азербайджаном по поставкам российских пиломатериалов и зерна в Иран по МТК «Север-Юг».
В свою очередь, по направлению из Ирана в Россию прорабатывается проект поставки иранских сухофруктов, также идут переговоры о поставках из Азербайджана в РФ произведенных на совместном азербайджано-иранском предприятии «Хазар» автомобилей.
Следующий важный проект — это открытие железнодорожного сообщение по маршруту Баку-Тбилиси-Карс. На начальном этапе по этой железной дороге планируется перевозить до 6,5 млн тонн грузов и около 1 миллиона пассажиров, хотя в будущем пиковая пропускная способность коридора должна составить 17 миллионов тонн грузов в год, а количество пассажиров должно увеличиться до 3 миллионов. Несмотря на то, что данный маршрут идет в обход России, он позволяет значительно сократить маршрут следования и количество перегрузок турецкого импорта в Россию. А так как данный грузопоток идет опять-таки через территорию Азербайджана, он неизбежно повлечет за собой соответствующее увеличение российско-азербайджанского товарооборота. Ввиду этого, в Астраханской области азербайджанская компания KDY Logistics уже реализует проект по созданию железнодорожного логистического хаба для поставок скоропортящихся фруктов и овощей из Азербайджана, Ирана и Турции. Железнодорожный логистический хаб создается в районе станции Кутум.
Еще одним проектом роста российско-азербайджанского товарооборота следует считать строительство автомобильного моста через реку Самур на азербайджано-российской границе, а также реконструкцию на контрольно-пропускных пунктах (КПП) «Яраг-Казмаляр», и «Самур». Данное направление также включено в МТК «Север-Юг». Данное событие повлечет за собой реконструкцию других лимитирующих участков на территории обеих стран для увеличения пропускной способности дорожной инфраструктуры.Одним из благоприятных факторов роста грузопотоков по МТК «Север-Юг» является подписание временного соглашения о создании зоны свободной торговли между ЕАЭС (евразийский экономический союз) и Ираном.
В свете всего вышесказанного, можно заключить, что Азербайджан является ключевым звеном в наращивании торговли между Ираном и Россией, имея при этом достаточно высокие темпы роста товарооборота с Россией.
Ввиду наметившихся тенденций к увеличению экономического сотрудничества России с Азербайджаном, Ираном и Турцией встает вопрос о развитии транспортно- логистического потенциала Астраханского региона.
Таким образом, Астраханский регион имеет внешнеэкономические, геополитическиеи политико-законодательные предпосылки для строительства на его территории интермодального логистического центра.
Если говорить о внутренних предпосылкахдля строительства интермодального логистического центра, то здесь следует отметить, например, ожидаемый резкий рост строительства холодильно-складских комплексов по всей России.
Конкретно в Астраханском регионетакже существует немало предпосылок для развития транспортного и логистического потенциала, это и статус транспортного узла, и точка пересечения нескольких международных транспортных коридоров и выход на прикаспийские государства и т.д.
В ходе проводимого мною исследования была разработана модель интермодального логистического центра, призванного увеличить региональный грузооборот и привлечь в регион крупные торговые компании в частности из сектора ритейла, а также обеспечить весь необходимый перечень услуг ввиду потенциального роста товарооборота с Азербайджаном, Ираном и Турцией.
Проведенное технико-экономическое обоснования включало в себя определение местоположения участка под строительство ИЛЦ, разработку строительства предлагаемого ИЛЦ с указанием объектов, включенных в план первой и второй очередей строительства, расчет расходов на строительство первой очереди, годовых расходов на владение и эксплуатацию, а также годовых доходов от деятельности складского комплекса. Полученные результаты были использованы при расчете инвестиционных показателей рентабельности проекта.
Подобные центры могут быть созданы при поддержке администрации в регионе. А в свете всего вышесказанного данный проект может стать объектом расширения экономического сотрудничества в области транспорта и создания совместных предприятий России и Азербайджана.
Данный доклад был озвучен 14 марта 2019 года в Астрахани на заседании Каспийского экспертного клуба на тему: «Дружба прирастает регионами», приуроченного к 5-летию IV саммита прикаспийских государств и государственного визита президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева в Россию. Организатором заседания выступили российский Политологический центр «Север – Юг», Центр международных и общественно-политических исследований «Каспий — Евразия», Каспийский экспертный клуб и азербайджанское информационное агентство «Тренд».
Добавить комментарий