В Баку в рамках 29-ой Конференции ООН об изменении климата состоялось подписание Соглашения о реализации проекта по созданию интермодального грузового терминала в морском порту Алят. Документ подписали руководители компаний Казахстана, Азербайджана и Китая.
В Баку состоялось подписание соглашения о реализации проекта по созданию интермодального грузового терминала в морском порту Алят (Азербайджан). Об этом сообщается в Telegram-канале Казахстанских железных дорог (НК «Казахстан темир жолы», КТЖ).
Документ подписан руководством SK-AIH Investment Fund (АО «Самрук-Казына», Azerbaijan Investment Holding), КТЖ, Бакинского международного морского торгового порта (Азербайджан) и Xi’an Free Trade Port Construction and Operation (КНР).
Новый терминал будет включать универсальную грузовую площадку, крытый складской комплекс площадью 5 тыс. кв. м и контейнерную площадку вместимостью более 1 тыс. контейнеров.
Отмечается, что КТЖ продолжает развивать свою терминальную сеть за рубежом для усиления интеграции Казахстана в действующие международные транспортные маршруты. При этом подчеркивается, что инициатива стала возможной благодаря предоставлению азербайджанской стороной земельного участка, действующих причалов и терминальных мощностей порта Алят.
Проект призван обеспечить рост объемов контейнерных поездов по маршруту Китай — Европа — Китай через Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ, «Средний коридор»), сокращение сроков доставки, снижение себестоимости перевозок и времени перегруза.
По мнению эксперта Каспийского института стратегических исследований Александра Караваева, многие считают, что это решение запоздало, учитывая, что сам коридор ТМТМ с берега на берег Каспия существует уже десятки лет, а этапная модернизация, связанная с контейнерами, происходит только сейчас.
«Объяснение в том, что ставка делалась в основном на паромное сообщение и танкеры, наиболее дорогостоящие грузы. Активное контейнерное движение по железной дороге началось только с периода пандемии. И когда, а прошлом году по маршруту прошло более 100 блок поездов, тема с контейнерным терминалом стала первой в повестке модернизации маршрута», – поясняет эксперт.
Ожидается, что в этом году общее количество отправленных поездов из КНР по ТМТМ будет на уровне 300 составов, что эквивалентно примерно 30 тыс. TEU (двадцатифутовый эквивалент). Баку и Астана прогнозируют, что совместными усилиями они увеличат объём перевозки по ТМТМ в 2025-2026 годах до 600 контейнерных поездов каждый год, и в 2027 году до 1 тыс. поездов.
«Поэтому строительство современного терминала неизбежно. Равно как и увеличение сухогрузов и других типов судов на маршруте для перевозки контейнеров», – добавляет Александр Караваев.
Создание нового хаба в Азербайджане вполне укладывается в Концепцию развития железнодорожного транспорта республики Казахстан (куда отдельным пунктом входит и развитие ТМТМ) до 2029 года, принятой летом текущего года. Среди комплексных мер по совершенствованию логистической системы на железнодорожном транспорте, указанных в Концепции, есть пункт: «с целью укрепления транзитного и экспортного потенциала страны работа по созданию сети грузовых терминалов и контейнерных хабов в РК и за рубежом будет активно продолжаться». Также «в рамках совместных предприятий с соседними железнодорожными администрациями будут активно проводиться мероприятия, направленные на устранение инфраструктурных ограничений («узких мест») на маршрутах.
При этом в документе определено, что в рамках развития ТМТМ в Казахстане в ряде случаев необходимо строительство вторых путей. Так, с 2024 по 2027 год определено строительство вторых путей на участках «Алтынколь – Жетыген» и «Арыс – Казалы», а с 2026 по 2029 год запланировано строительство вторых путей на участках «Казыбек-бек-Жетыген-Алматы» и «Шалкар – Порт Курык». Кроме того, запланирована электрификация участка «Алтынколь – Алматы» и развитие 56 раздельных пунктов на этих участках.
Реализация всех предпринятых мер позволит увеличить пропускную способность на ТМТМ по территории Казахстана в 6 раз и увеличить возможности пропуска поездов в 2 раза.
ТМТМ пролегает через Китай, Казахстан, акваторию Каспийского моря, Азербайджан, Грузию и далее в страны Европы.
Справочно: Новый терминал будет включать универсальную грузовую площадку, крытый складской комплекс площадью 5 000 кв. м. и контейнерную площадку вместимостью более 1 000 контейнеров.
Наталья БУТЫРИНА
Добавить комментарий