5-6 декабря в Баку состоялась международная конференция, посвященная 20-летию подписания Основного многостороннего соглашения о международном сотрудничестве по развитию транспортного коридора Европа-Кавказ-Азия (ТРАСЕКА) и XIV заседание Постоянного секретариата Межправительственной комиссии (МПК) ТРАСЕКА.
Как сообщает АЗЕРТАДЖ, в конференции приняли участие около 70 представителей 13 стран-членов и 2 стран-наблюдателей ТРАСЕКА, представители международных организаций.
Справка редакции: ТРАСЕКА — программа международного сотрудничества между Европейским союзом и странами-партнёрами по организации транспортного коридора Европа-Кавказ-Азия. В организационном плане ТРАСЕКА представляет собой межправительственную комиссию. Программа ТРАСЕКА была создана в 1993 году на основе Брюссельской декларации при участии Азербайджана, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана. Затем к программе присоединились Молдова, Монголия и Украина, в 2000 году — Турция, Румыния и Болгария, в 2009 году — Иран.
Значение ТРАСЕКА для развития транспортной и энергетической инфраструктуры Каспийского региона охарактеризовал выступивший на конференции министр экономики Азербайджана Микаил Джаббаров.
Крупные инвестиции в транспортную сферу в рамках ТРАСЕКА, по его словам, создали возможности для осуществления крупномасштабных транспортно-инфраструктурных проектов. В их числе реконструкция автомобильных и железнодорожных линий на основе международных стандартов, реализация железнодорожного проекта Баку-Тбилиси-Карс, строительство Бакинского международного морского торгового порта, осуществление мероприятий по развитию международных аэропортов в Баку и регионах, транспортных коридоров Восток-Запад и Север-Юг. Дальнейшему повышению конкурентоспособности стран-участниц проекта ТРАСЕКА в качестве транзитного региона будут способствовать и реализуемые в данное время проекты Транскаспийский международный транспортный маршрут, Лазуритовый коридор и коридор «Черное море-Каспийское море».
Энергетический компонент коридора ТРАСЕКА представлен реализуемыми в направлении Восток-Запад нефтепроводами Баку-Тбилиси-Джейхан и Баку-Супса, газопроводом Баку-Тбилиси-Эрзурум и Южным газовым коридором.
Генеральный секретарь постоянного секретариата МПК TRACEСA Мирча Чиопрага, выступая на конференции, отметил, что с момента старта в начале 90-х годов реализации проектов, входящих в Программу международного транспортного коридора Европа-Кавказ-Азия, объемы грузоперевозок по коридору выросли в триста раз. Европейский союз в рамках ТРАСЕКА реализовал 85 проектов на общую сумму 187 миллионов евро. В целом, в рамках коридора в развитие транспортной инфраструктуры было вложено четыре миллиарда евро. В настоящее время по коридору ТРАСЕКА перевезено порядка одного миллиарда тонн грузов, из которых половина пришлась на углеводородные ресурсы.
В целом, как было подчеркнуто на юбилейной церемонии представителями стран-участниц ТРАСЕКА, важность данного коридора заключается в первую очередь в том, что страны, не имеющие выхода к открытому морю, получили возможность стать эффективными транспортными узлами.
В большинстве выступлений министров транспорта стран TRACECA приводились цифры по инвестициям, вложенным в обновление автомагистралей, строительство железных дорог и современных портов. При этом главы транспортных ведомств отмечали, что расходы на инфраструктуру нацелены не только на привлечение транзитных грузов, но и на экспорт и импорт товаров и сырья, производимых государствами, лежащими по маршруту.
В настоящее время главные надежды участников TRACECA связаны с развитием перевозок товаров из Китая через страны Центральной Азии, порты Каспийского моря в направлении Азербайджана и далее по железнодорожному коридору Баку-Тбилиси-Карс и тоннелю Мармара через пролив Босфор — в Европу. С учётом этого благополучный рейс первого контейнерного поезда из китайского города Сиань, проследовавший в октябре-ноябре этого года через Казахстан, Азербайджан и Турцию до чешской Праги, по мнению участниц транспортного коридора Европа-Кавказ-Азия показывает его огромный потенциал.
На мероприятиях в Баку также отмечалось, что на сегодняшний день страны-участницы ТРАСЕКА поэтапно осуществляют реализацию Стратегии Межправительственной комиссии на 2016-2026 годы по развитию международного транспортного коридора Европа-Кавказ-Азия, где основной акцент делается на создание устойчивой инфраструктурной цепи мультимодальных перевозок с постепенной интеграцией коридора в Трансевропейские транспортные сети.
Фото: АЗЕРТАДЖ
Добавить комментарий