В Брюсселе обсудили перспективы развития Транскаспийского транспортного маршрута
Геополитика и геоэкономика, Каспийский транзит

В Брюсселе обсудили перспективы развития Транскаспийского транспортного маршрута

Постпредством Казахстана при Европейском союзе при поддержке Европарламента, АО «НК «КТЖ» (Казахстанские железные дороги) и Международной ассоциации «ТМТМ» (Транскаспийский международный транспортный маршрут) 15 июня 2022 года был организован Форум, на котором обсуждались вопросы укрепления торговых связей между Европой и Азией через расширение и интеграцию Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ) в международную систему логистики, а также роль Казахстана в качестве транспортного «хаба».

Как отмечает МИД Казахстана, данное мероприятие стало первым форумом в столице ЕС по обсуждению перспектив «Среднего коридора» (международное название ТМТМ), который пролегает через территорию и порты Казахстана, далее в Азербайджан, Грузию или Турцию в страны Европы.

Сообщается, что в Брюссель для участия в мероприятии и проведения деловых встреч в формате «Business-to-Business» прибыли представители 11 компаний-членов ТМТМ и казахстанских «транспортников». Всего в мероприятии приняли участие более 150 экспертов, политиков, дипломатов, а также представителей 80 компаний из 18 стран Европы и Южного Кавказа. Наряду с руководством ТМТМ и ТРАСЕКА, в составе казахстанской делегации прибыли руководители компаний «ҚТЖ», «KTZ Express», «KTZ Express Hong Kong Limited», «Казмортрансфлот», портов Актау и Курык и др.

Среди участников были также представители более 10 международных организаций и финансовых институтов (ООН, ОБСЕ, ЕИБ, ЕБРР, ДЕХ, ОСЖД, ТМТМ, ТРАСЕКА, ВТамО и др.), а также железнодорожных ассоциаций ЕС («Community of European Railway and Infrastructure Companies», «Reilfreight», «FERRMED» и др.).

Модератором мероприятия выступила казахстанский эксперт в области международных железнодорожных перевозок, представитель ТРАСЕКА в Брюсселе Лейла Батырбекова.

На форуме отмечалось, что в свете динамично меняющейся торгово-логистической конфигурации в регионе, Транскаспийский маршрут все больше играет роль основного сухопутного направления перевозки товаров из Китая в Европу. Участники ТМТМ отметили резкий рост объёма перевозок и спроса на услуги коридора. Это подтверждается высоким интересом со стороны крупных европейских транспортно-логистических компаний.

В своём приветственном слове Посол Казахстана Маргулан Баймухан подчеркнул, что «развитие и диверсификация транзитных путей страны остается приоритетным вопросом для Нового Казахстана». Он отметил, что в 2022 году Президент Касым-Жомарт Токаев объявил о планах по инвестированию в транспортную инфраструктуру порядка 20 млрд долл. США, что расширит транзитные потоки и удовлетворит растущие потребности стран региона.

Представители Европейской службы внешних действий (ЕСВД), Генерального директората Еврокомиссии и Комиссара ЕС по транспорту, выступавшие на форуме, единогласно заявили о намерении ЕС «развивать транспортно-транзитное сотрудничество с РК и с участниками коридора». В этом контексте было отмечено, что доверительные отношения между Казахстаном и ЕС в политической плоскости создают дополнительный положительный импульс для сотрудничества в транспортной отрасли.

Евродепутат Богуслав Либерацки в своём выступлении выделил Стратегию ЕС «Global Gateway», в рамках которой Брюссель планирует развивать транспортную взаимосвязанность со странами мира, в т.ч. с Центральной Азией и Казахстаном. Стратегия с общим бюджетом более 300 млрд евро будет направлена на улучшение транзитных связей с партнёрами ЕС.

В своём выступлении Заместитель управляющего директора ЕСВД Люк Девинь отметил, что транспортно-транзитная отрасль является одной из важнейших областей из 29 направлений сотрудничества, заложенных в Соглашении о расширенном партнёрстве и сотрудничестве между Казахстаном и ЕС (СРПС). ЕС придаёт особое внимание развитию многопланового взаимодействия с Казахстаном – крупнейшим торгово-экономическим партнёром в регионе, а усиление транзитного сотрудничества с нашей страной закреплено в ключевых стратегических документах ЕС, таких как «Global Gateway» и Стратегии ЕС по взаимодействию с Центральной Азией. Постоянный диалог на высшем уровне, политическая стабильность и суть текущих реформ в Казахстане содействуют укреплению экономических связей сторон, отметил европейский дипломат. 

По мнению члена кабинета Еврокомиссара по транспорту Пабло Мартинса, «Казахстан уже играет ключевую роль в транзите грузов между КНР и Европой, который начиная с 2013 года ежегодно удваивается». 

Глава управления Генерального директората по транспорту Еврокомисии Харви Роуз рассказал о деталях исследования ЕБРР по устойчивым транспортным связам между Европой и Центральной Азией. Исследование, результаты которого ожидаются к началу 2023 года, определит сложности, недостающие звенья и потребность в инвестициях в ТМТМ с точки зрения как инфраструктуры, так и цифровизации, гармонизации правил и тарифов (т.н. мягкая инфраструктура).

По словам Генсекретаря «ТМТМ» Гайдара Абдикеримова, в настоящее время ведётся работа по расширению участников Организации и активно обсуждается налаживание перевозок из портов Батуми и Поти в румынский порт Констанца. В свою очередь, руководитель управляющей компаний болгарских портов Варна и Бургас также выразила интерес в кооперации с ассоциацией ТМТМ.

Управляющий директор по логистике АО «НК «Казақстан Темир Жолы» (Казахстанские железные дороги) Ерлан Койшибаев заверил участников, что казахстанские железные дороги нацелены на диверсификацию экспортных маршрутов, в том числе через «Средний коридор». Он подчеркнул, что «уже сегодня начата работа по синхронному увеличению пропускной способности и модернизации на всем маршруте».

Негласным итогом форума, как сообщается, стало общение мнение, что успешное развитие транспортно-логистических связей требует поддержания постоянного диалога и контактов без посредников между участниками транспортной отрасли. В этом контексте налажены важные прямые связи между казахстанскими и европейскими участниками форума.

Важными практическими итогами форума стали договоренности о возможном участии Европейского инвестиционного банка в модернизации транспортной инфраструктуры АО НК «КТЖ», а также обучения сотрудников казахстанских портов управлению портовой инфраструктуры в порту Антверпен (Бельгия).

Подготовил Влад Кондратьев

20 июня, 2022

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Наши партнеры
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели