11 октября 2023 года в Тегеране в рамках Международной промышленной выставки «EXPO-RUSSIA IRAN 2023», «EXPO EURASIA 2023» состоялась международная конференция «Сотрудничество в сфере транспорта и логистики, развитие МТК «Север-Юг», строительство транспортных путей и сооружений».
Важное событие в мире транспорта и логистики состоялось при поддержке Ассоциации «Деловой Центр экономического развития СНГ». В нём приняли участие члены Правительства, руководителей органов СНГ и Ирана, руководителей муниципальных образований, представителей деловых кругов, а также аккредитованных в ИРИ членов дипкорпуса.
Темами для обсуждения стали такие вопросы, как
- Совершенствование транспортной системы Юго-Западной Азии в процессе развития торгово-экономических стран СНГ и Ирана;
- Безопасность прохождения грузов по территории Ирана;
- Перспективы и пути развития МТК Север-Юг;
- Зона свободной торговли (ЗСТ) между Ираном, странами СНГ и ЕАЭС;
- Организации железнодорожно-паромного сообщения между портами наших стран. Транзит грузов через Иран;
- Строительство крупнотоннажного флота на иранских верфях и грузового на российских.
В пресс-релизе конференции отмечается, что развитие транспортного коридора «Север-Юг» имеет приоритетное значение для стран СНГ. Иран является ключевой транспортной артерией МТК Север-Юг, в этой связи существует много задач по повышению объема грузоперевозок, скорости обработки грузов, безопасности и развитию транспортной сети.
Модератором мероприятия выступил Генеральный директор Делового Центра СНГ Вадим Ганин, который выразил благодарность Исламской Республике Иран и команде «EXPO-RUSSIA IRAN 2023» за предоставленную площадку и возможность обсудить важные вопросы транспортного коридора «Север-Юг».
В своем выступлении Вадим Ганин подчеркнул основные проблемы, которые могут повлиять на успешную реализацию транспортного коридора между странами СНГ и Ираном:
1. Проблемы проведения расчетов. Основная проблема медленно растущего товарооборота — это ограниченное проведение расчетов между Россией и Ираном. Сегодня в России существует только один банк, принадлежащий иранской стороне — АО «МБ Банк». Повышенные тарифы, монополия, отсутствие таких гибких финансовых механизмов, как аккредитивы, затрудняют коммерческие операции между двумя странами.
2. Страхование и безопасность грузов. Российские компании сталкиваются с трудностями в обеспечении безопасности и страхования грузов при их перемещении через территорию Ирана. В последнее время участились жалобы на пропажу грузов в пути.
3. Инфраструктура. Важным аспектом реализации транспортного коридора является состояние инфраструктуры, включая железнодорожные и автомобильные дороги. Существуют проблемы с организацией перегрузов и задержками на границе с Азербайджаном, которые могут достигать 2-3 недель. Важно отметить, что в контексте железнодорожной инфраструктуры, строительство железной дороги «Решт-Астара» рассматривается как ключевой проект для улучшения транспортного сообщения. Также сегодня требуется модернизация текущей портовой инфраструктуры в портах России.
4. Требуются инвестиции. Не так давно была организована встреча между Евразийским экономическим союзом и Объединенными Арабскими Эмиратами с целью обсуждения перспектив сотрудничества в области развития грузоперевозок и транспортной инфраструктуры в контексте международного транспортного коридора «Север — Юг». По результатам встречи стороны договорились об углублении сотрудничества в развитии инфраструктуры МТК, обмене опытом в использовании цифровых решений в логистике, а также в области энергосбережения и энергоэффективности. Кроме того, российское правительство поддержало предложение Банка ВТБ о создании проектного офиса для развития этого транспортного коридора. Для корректной и конкурентной работы транспортной системы нужны большие финансовые вложения в иранскую инфраструктуру. По экспертным оценкам, минимум $20 млрд. Известно, что Индия уже вложила около $2,1 млрд в реализацию коридора «Север – Юг», а Россия планирует инвестировать $1,5 млрд в строительство участка Астара-Решт и электрификацию линии Гармсар – Инче-Бурун до 2030 года.
Совместная работа со стороны России, Ирана и других заинтересованных сторон, создаст возможность успешно реализовать проект МТК. Форум показал растущее значение и потенциал транспортного коридора. По итогу конференции участниками была принята резолюция.
Влад Кондратьев
Добавить комментарий