ВЭФ-2021 может стать площадкой для продвижения МТК «Север-Юг» — индийский эксперт
Комментарии экспертов

ВЭФ-2021 может стать площадкой для продвижения МТК «Север-Юг» — индийский эксперт

2–4 сентября 2021 г. во Владивостоке на территории кампуса Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) состоится Восточный экономический форум – 2021 (ВЭФ). ВЭФ учрежден указом Президента Российской Федерации В.В. Путина от 19 мая 2015 г. в целях содействия развитию экономики Дальнего Востока и расширения международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

ВЭФ уже несколько лет выступает в качестве международной площадки для обсуждения стратегии развития политических, экономических и культурных связей между Россией и Азиатско-Тихоокеанским регионом.

Мероприятия Форума традиционно проходят в формате панельных сессий, круглых столов, теледебатов, деловых завтраков и бизнес-диалогов, посвященных отношениям России с различными странами мира. В деловую программу Форума входят бизнес диалоги с ведущими странами – партнерами в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а также с АСЕАН – ключевой интеграционной группировкой активно развивающихся стран Юго-Восточной Азии.

Широкое участие в ВЭФ традиционно принимает делегация из Индии, совместно с которой Россия работает над созданием в Каспийском регионе Международного транспортного коридора «Север-Юг» — 7200-километрового сухопутного и морского маршрута, соединяющего Россию, Индию через Каспийский регион.

Известно, что в рамках ВЭФ-2021 состоится бизнес-диалог «Россия-Индия». Республика Индия является стратегическим партнером России. Страны поставили амбициозную цель: к 2025 году увеличить товарооборот до 30 миллиардов долларов. Поспособствовать этому может и МТК «Север-Юг».

О своих ожиданиях от ВЭФ-2021 редакции портала «Каспийский вестник» рассказал научный сотрудник Центра центрально-евразийских исследований Университета Мумбаи, президент Общества образования и культуры АЛЬФААЗ, Мумбаи, доктор Шоаиб Кхан.

Как бы Вы оценили нынешний уровень политического и экономического сотрудничества России и Индии. Как на нем сказалась ситуация с пандемией коронавирусной инфекции? Какова роль ВЭФ-2021 в дальнейшем развитии российско-индийских отношений?

До сих пор саммиты Индия-Россия проводились регулярно. Результаты каждого из них за последние двадцать лет были неравномерными. Это было вызвано как препятствиями в рамках внутренней юрисдикции Индии и России, так и неуклонно ухудшающейся международной обстановкой, которая оказала неожиданное давление на развитие нормальных отношений между двумя партнерами.

В то время как Индия и Россия определили пути преодоления существующих пробелов в своих внутренних структурах для расширения двустороннего сотрудничества, самым большим внешним препятствием, с которым сегодня сталкивается их партнерство, является растущая конфронтация между Соединенные Штаты и Китаем.

Это противостояние, вызванное агрессивными односторонними мерами, основанными на узких внутренних приоритетах двух держав, оказывает влияние на стратегическое партнерство Индии и России.

И Россия, и Индия выступают за многополярный мир, справедливое, прозрачное глобальное управление, учитывающее интересы всех членов международного сообщества.

Их членство в БРИКС, где повестка дня по изменению глобального политического и экономического порядка занимает особое место, облегчает процесс выработки общих подходов к принципам глобального управления.

Тем не менее, существует неявная разница, часто упускаемая из виду наблюдателями, между позициями Москвы и Нью-Дели о том, как должен быть организован и управляться многополярный мир. Их взгляды проистекают из различных соображений безопасности, определяющих приоритеты внешней политики двух государств.

Российская гуманитарная помощь сегодня продолжает прибывать в Индию. В этой связи посол России в Индии недавно подтвердил важность индийско-российского стратегического партнерства в эти критические времена, которое служит своевременным напоминанием о том, что совместное сотрудничество даже перед лицом невзгод полезно обеим странам.

Будучи близким другом Индии, Россия была на переднем крае в оказании помощи Индии в преодолении нынешнего кризиса, направляя важнейшие поставки медицинского оборудования, лекарств и вакцин для расширения возможностей перегруженного медицинского сообщества.

ВЭФ нацелен на демонстрацию малоизвестного потенциала самой восточной части России, богатой полезными ископаемыми и другими ресурсами. Он также фокусируется на развитии деловых и инвестиционных возможностей на Дальнем Востоке России.

Этот восточный регион представляет огромный потенциал для развития тесного, а также взаимовыгодного сотрудничества между Индией и Россией в регионе.

Российский Дальний Восток богат различными природными ресурсами, такими как нефть, природный газ, древесина, золото и алмазы. Областью особого интереса для Индии является разведка запасов углеводородов вдоль побережья Дальнего Востока России. Грядущий Форум поможет Индии получить доступ к этим ценным ресурсам, главным образом к нефти и газу, для удовлетворения растущих внутренних потребностей.

Совсем недавно АО «РЖД Логистика» и финский логистический оператор Nurminen Logistics Services OY завершили тестирование мультимодального маршрута из Финляндии в Индию по международному транспортному коридору «Север – Юг» (INSTC). Транзитное время груза в пути со станции Вуосаари в порт Нава Шева заняло 18 дней. Общий срок доставки с учетом ожидания соответствующего судна в порту отгрузки составил 30 дней. Как Вы оцениваете проведённую работу? Повлияет ли она на продвижение проекта МТК?

В настоящее время INSTC соединяет Индию с северными странами Европы, Центральной Азии, России и имеет потенциал для расширения до Балтийского и Арктического регионов, которые постепенно втягиваются в Северный морской путь, поскольку это становится экономически жизнеспособным.

Мультимодальные маршруты по морю, железной дороге и автомобильным дорогам в рамках INSTC направлены на снижение стоимости перевозок между Индией и Россией примерно на 30% и сокращение транзитного времени с 40 дней более чем вдвое.

Инициатива INSTC по подключению, если рассматривать ее с учетом основных коммерческих преимуществ, может инициировать трансформационное развитие в регионе, способствуя торговле, транзиту и общему экономическому развитию.

INSTC — идеальное начало для того, чтобы представить Индию как крупного глобального игрока. Несмотря на то, что инвестиции стоят того, учитывая их экономические, политические и геостратегические преимущества, они также демонстрируют и финансовые возможности Индии. Индия должна сделать все возможное, чтобы привлечь другие заинтересованные стороны к участию в проекте, как и другие страны, которые также рассматривают Евразию как прибыльный рынок для своей продукции.

Хотя коридор «Север-Юг» обладает огромным потенциалом, его полная реализация зависит от устранения узких мест и ограничений, препятствующих его продвижению. Крайне важно понимать, что основной точкой продаж коридора является коммерческая выгода от расширения возможностей подключения. Члены INSTC должны воспользоваться и практично и эффективно использовать его взаимодополняемость с существующей сетью транснациональных коридоров в Евразии благодаря оси «Север-Юг», на которой работает коридор.

Индия рассчитывала расширить свое влияние в центре Евразии через терминал проекта в порту Чабахар, но соблюдение Нью-Дели режима односторонних санкций Вашингтона против Тегерана из страха перед так называемыми вторичными санкциями — это была серьезная неудача.

Индия будет вынуждена пересмотреть свою стратегию, если планы по строительству железной дороги Пакистан-Афганистан-Узбекистан (ПАКАФУЗ) будут реализованы. Железная дорога сделает маршрут транспортного коридора «Север-Юг» (INSTC) избыточным, что сведёт на нет все информационно-пропагандистские усилия по продвижению проекта в Центральной Азии.

За последнее десятилетие Индия предприняла ряд важных шагов по укреплению своих связей по наземными и морскими маршрутами с остальной частью региона. Индия начала выходить за рамки того, что долгое время считалось ее ближайшим соседством, и начала сосредотачиваться на своем расширенном соседстве, чтобы достичь своих целей подключения.

В 2020 году между Ираном и Индией возникли разногласия по поводу того, что Нью-Дели не пускали на железную дорогу Чабахар-Захедан, но этот вопрос был решен. После победы Байдена на выборах и, основываясь на его обещании вернуть США в СВПД, Индия возобновила свои усилия по развитию объекта в Чабахаре.

В январе 2021 года Индия отправила свою первую партию оборудования — два 140-тонных мобильных портовых крана, чтобы помочь Ирану в развитии объекта. Индия также, вероятно, в ближайшее время начнет полномасштабные операции в порту Чабахар.

В Иране недавно прошли президентские выборы. Новым руководителем страны стал консерватор Эбрахим Раиси. Как Вы оцениваете прошедшие политические изменения и скажется ли смена власти на продвижение проекта МТК «Север-Юг»?

Новый президент Эбрахим Раиси был избран на этот пост в то время, когда экономика Ирана страдает от санкций США и тяжелых экономических условий, что еще больше усугубляется последствиями пандемии COVID-19. Чтобы узаконить свое президентство и выполнить свои предвыборные обещания, администрация Раиси, скорее всего, будет уделять приоритетное внимание экономике.

Есть мнения, что Раиси, который родом из провинции Хорасан, принадлежит к политической школе, которая верит в расширение связей со странами Востока, включая Индию; также считается, что Раиси имеет близость к Индии.

Переломный момент может наступить на восточном фронте Ирана, в Афганистане. Усиление движения «Талибан» (запрещено на территории РФ) и вывод войск США из Афганистана после почти 20 лет войны приближают страну к гражданской войне, когда талибы вторгаются на захваченную территорию и вынуждают афганское правительство и вооруженные силы податься в бега.

Однако движение «Талибан» выступает против шиитского меньшинства – хазарейцев. В связи с этим население Афганистана уже стало свидетелем появления поддерживаемых Ираном отрядов боевиков для борьбы с преступлениями талибов.

Двусторонние связи сильно пострадали после того, как Индия прекратила импорт нефти из Ирана в середине 2019 года из-за санкций, введенных бывшей администрацией Трампа. В то время Иран входил в тройку крупнейших поставщиков энергии в Индию. Иран также был расстроен темпами развития порта Чабахар индийской стороной. В этой связи последние шаги по строительству железнодорожной линии до Чабахара и разработке месторождения Фарзад Б Тегеран осуществляет без поддержки Индии.

Политика Индии заключалась в том, чтобы взаимодействовать с любым режимом, который придет к власти в Иране. Таким образом, это мало повлияет на двусторонние связи. Избрание Раиси окажет положительное влияние на отношения Индии и Ирана только в том случае, если он сможет добиться отмены санкций. Только тогда Индия сможет вести бизнес с Ираном и вернуться к покупке иранской нефти, а также реализовать свои планы подключения через порт Чабахар и Международный транспортный коридор «Север-Юг» (INSTC).

Раиси уже подчеркнул, что Иран придает особое значение укреплению связей с Индией. Он заявил, что необходимо предпринять новые шаги для развития двусторонних, региональных и международных отношений с новой точки зрения.

Существуют различные секторы, особенно в экономической и коммерческой сферах, а также новые технологии, которые обе страны должны использовать для повышения уровня отношений.

Иран и Индия в последние годы совместно развивают порт Чабахар, который является начальным пунктом так называемого Чабахарского коридора из Индии в Афганистан. Как проходящие сегодня события в Афганистане сказываются на реализации проекта Чабахарского коридора? Может ли сегодня порт Чабахар переориентироваться на работу в рамках МТК «Север-Юг»?

Тонкие, но важные события в двусторонних отношениях между Индией и Ираном свидетельствуют о стратегическом положении Ирана в политике Нью-Дели. Данный фактор усиливается на фоне растущей нестабильности в Афганистане, последствия которой могут ощущаться по всей Центральной Азии.

Пекин, стремясь распространить свою инициативу BRI (Один Пояс-Один Путь) на Афганистан, намерен получить альтернативную ось для выхода в Персидский залив. Однако Китайско-пакистанский экономический коридор (CPEC), вероятно, столкнется с проблемами, которые касаются не только эксплуатации минеральных богатств Афганистана. Китай участвует в поддержке Талибана в  рамках мирного процесса. Иран экономически слаб и нуждается в поддержке Китая. Стратегическое партнерство Китая и Ирана, приносящее плоды в размере 400 миллиардов долларов, может стать препятствием для индийских маршрутов выхода в Афганистан через Чабахар и дальнейшего подключения порта к Международному транспортному коридору Север-Юг (INSTC). Хотя Иран и не подавал никаких сигналов о срыве этих проектов.

Соглашение о порте Чабахар между Индией и Ираном стало огромным шагом вперед в вовлечении Нью-Дели в Персидский залив и далее, через этот порт в Афганистан и Центральную Азию.

Несмотря на то, что в Нью-Дели считают данное направление не самым выгодным в плане инвестирования, там также понимают, что благодаря этому вопросу Индия поддерживает контакты с Россией, чьи интересы действительно совпадают с интересами Индии в этом регионе. Стороны являются участниками INSTC для обеспечения связи с Центральной Азией и Евразией. INSTC через Афганистан является кратчайшим маршрутом для Центральной Азии к теплым водам Индийского океана, следовательно, они могут предпочесть ее китайско-пакистанскому предложению о подключению через CPEC.

До тех пор, пока Афганистан остается в состоянии продолжающегося конфликта и политической нестабильности, он не сможет укрепить свои позиции в регионе, чтобы реализовать свои амбиции в области региональной связи.

Страны должны чувствовать, что Афганистан является безопасным торговым и транзитным узлом и что они могут получить отдачу от своих инвестиций. Будучи страной, не имеющей выхода к морю, импорт в Афганистан осуществляется либо через Пакистан, либо через Иран. По сравнению с импортом через Карачи или Бендер-Аббас, Чабахар — гораздо более близкий маршрут в Афганистан.

Соединенные Штаты также хотели, чтобы Афганистан больше зависел от Индии-Ирана, чем от Пакистана. Афганистан также был более дружелюбен к Индии и даже подписал транзитное соглашение с Индией и Ираном в дополнение к проекту порта.

Участие Индии в развитии порта Чабахар предоставит ей альтернативный и надежный маршрут доступа в Афганистан, используя предыдущие инвестиции Индии в строительство автомагистрали Зарандж-Деларам в этой стране.

Геостратегическое значение Афганистана заключается в его связи с Центральной Азией, Ираном, Китаем и Пакистаном, и косвенно с Индией тоже; таким образом Афганистан занимает центральное место в системе коммуникаций.

Его разнообразный этнический состав и существование в мощной зоне, через которую обеспечивается связь в разные страны, дает ему уникальное преимущество. Взрыв внутри такой страны всегда имеет далеко идущие последствия.

Инвестиции Индии в размере 3 миллиардов долларов США в ресурсы «мягкой силы» для обеспечения развития и социального порядка являются вкладом в будущее Афганистана. Они согласуются с США через общность интересов, но в связи с тем, что США в одностороннем порядке проигнорировали индийские интересы, уйдя из Афганистана, сегодня отношения сторон кажутся скомпрометированными, особенно в связи с тем, что Пакистан работает «сверхурочно», чтобы нейтрализовать индийское влияние в регионе.

Захват власти произошел так быстро, что ошеломил миллионы афганцев, а большая часть мира оказалась в шоке. Ужасные визуальные эффекты появились во всех частях Афганистана, и страну охватил страх перед перспективой возвращения режима талибов, подобного режиму 1990 года. Большая часть этих активов была захвачена талибами, которые восстановили контроль над Афганистаном через 20 лет после того, как они были вынуждены бежать из-за сил, возглавляемых США.

Однако для Индии возможность потерять ключевого стратегического союзника в Южной Азии может превзойти опасения, связанные с потерей инвестиций в Афганистан в размере 3 миллиардов долларов. Крах афганского правительства и возвращение талибов знаменуют начало нового этапа в отношения между Индией и Афганистаном.

Англоязычная версия интервью с экспертом из Индии доступна ниже:

26 августа, 2021

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Наши партнеры
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели