Глава планово-бюджетной организации Исламской Республики Иран Мохаммад Бакер Нобахт во время своего визита в провинцию Систан-Белуджистан страны сообщил журналистам, что к 21 июня 2021 года планируется открыть три участка железной дороги, соединяющей юго-восточный портовый город Чабахар с восточным городом Захедан вблизи границы с Афганистаном и Пакистаном.
Среди названных трёх участков — Чабахар-Ираншахр, Ираншахр-Хаш и Хаш-Захедан. Участок Хаш-Захедан будет завершен к 1 февраля 2021 года, к 20 марта 2021 года будет открыт Чабахар-Ираншахр. А оставшаяся часть, по планам властей, будет запущена к 21 июня 2021 года. Всего на этот проект из средств Национального Фонда развития Ирана ранее выделено 300 млн евро.
Напомним, что в сентябре 2019 года министр дорог и городского развития Ирана Мохаммед Эслами заявил, что лидер Исламской революции согласился с выводом средств из Национального Фонда развития Ирана (НФР) для завершения строительства железной дороги Чабахар-Захедан. В соответствии с планами властей за счёт строительства будет проведена оптимизация транспортных услуг, сокращены бюрократические и временные издержки, что, в конечном счете, позволит иранской стороне увеличить свою долю в транспортировке грузов через территорию прибрежных государств Каспийского моря.
Следует отметить, что железная дорога Чабахар – Захедан (столица провинции Систан и Белуджистан) может соединить единственный морской порт Ирана в Оманском заливе Индийского океана Чабахар со странами Центральной Азии и Каспийского региона. Её протяженность со вспомогательными линиями составляет 750 км, стоимость оценивается в 950 млн долларов.
Для соединения порта Чабахар с прикаспийским Туркменистаном иранской стороне необходимо завершить строительство ещё одного довольно протяжённого маршрута – железной дороги Мешхед-Захедан. Строительство этого участка началось в декабре 2017 года. На церемонии запуска строительства первый вице-президента ИРИ Эсхак Джахангири отмечал, что строительство железной дороги Мешхед-Захедан, призвано связать страны Средней Азии с побережьем Индийского океана. Дорога пройдет через 40 городов иранских провинций Систан и Белуджистан, Южный Хорасан и Хорасан – Резави и подключит порт Чабахар к единой цепи железных дорог до Европы.
Завершение строительства железных дорог Чабахар – Захедан и Мешхед – Захедан позволит Ирану существенно загрузить мощности порта Чабахар, которые по официальным сообщениям сегодня задействованы только на 10 процентов.
Известно, что порт Чабахар также является ключевым пунктом транспортного коридора, связывающего Индию и Афганистан через территорию Ирана. Соглашение о транзите товаров через порт Чабахар состоялось 23 октября 2018 года в Тегеране в ходе первого заседания Координационного совета соглашения о создании международного транспортного и транзитного коридора между Ираном, Индией и Афганистаном (Чабахарского договора). Официальное открытие коридора состоялось 24 февраля 2019 года в Кабуле с участием президента Афганистана Ашрафа Гани, посла Ирана в Кабуле Мохаммадреза Бахрами и посла Индии в Афганистане Винаджа Кумара. Тогда Афганистан через порт Чабахар отправил в Индию 570-тонные экспортные грузы, в том числе 200 тонн зерна и 370 тонн талька.
В ноябре 2018 года было объявлено, что США вывели порт Чабахар из-под действия нового пакета антииранских санкций, что обусловлено стратегией президента США в Южной Азии, нацеленной на поддержку роста экономики Афганистана и развитие его партнёрства с Индией. Поэтому, несмотря на имеющиеся планы по максимальному давлению на Иран, США планируют поддерживать развитие иранского порта Чабахар и строительство связанной с ним железной дороги, по которой могут доставляться в Афганистан несанкционные товары и иранские нефтепродукты.
Подробнее в публикации портала «Каспийский вестник»:
Фото: www.railpictures.net
Добавить комментарий