Азербайджан планирует строительство семи новых морских судов
Повестка дня

Азербайджан планирует строительство семи новых морских судов

Азербайджанское пароходство ASCO планирует строительство 7 новых судов для обслуживания нефтегазовых операций на Каспии

Важная роль отводится ASCO Muhendislik — Прикаспийскому проектно-исследовательскому институту морского транспорта, созданного в 1930 г.

Азербайджанское Каспийское Морское пароходство (ASCO, входит в Госнефтекомпанию Азербайджана SOCAR) и Бакинский судостроительный завод (БСЗ) подписали договор на строительство новых судов для поддержки нефтегазовых операций в Каспийском море.
Об этом пресс-служба ASCO сообщила 2 февраля 2024 г.

Подробности контракта:

  • в рамках продолжения сотрудничества с SOCAR принято решение о строительстве в ближайшие годы 7 судов, включая 3 пассажирских и 4 водолазных;
  • строительство этих судов будет осуществлено на БСЗ;
  • договор подписали председатели правления ASCO Р. Велиев и БСЗ — Э. Нуриев;
  • срок строительства: 18-24 месяцев;
  • номенклатура судов:
    • 3 пассажирских судна вместимостью 50 человек каждый,
    • 1 водолазное судно с гибридным двигателем для работы на глубине моря 60 м.
  • суда будут отвечать международным стандартам и обладать широкими техническими возможностями, что позволит повысить качество услуг морского транспорта для азербайджанского нефтегаза;
  • пассажирские суда спроектированы ведущей дизайнерской компанией;
  • водолазное судно:
    • спроектировано ASCO Muhendislik,
    • станет первым, плавающим на Каспии судном, оснащенным гибридным двигателем.

ASCO Muhendislik

  • создан в 1930 г. в СССР;
  • в январе Прикаспийский проектно-исследовательский институт морского транспорта, принадлежащий ASCO, сменил название и организационно-правовую форму на ООО АСКО Инжиниринг (ASCO Muhendislik);
  • по проектам ППИИМТ построены паромные комплексы в портах Баку, Туркменбаши и Бекдаш, Ванино – Холмск, Ильчевск – Варна (Украина – Болгария), Клайпеда – Мукран (Литва – Германия), соединяющие остров Сахалин с континентом;
  • ныне в институте проектируются новые суда для Каспийского морского нефтяного флота:
    • судно снабжения мощностью 300 кВт,
    • водолазное для работы на глубине до 60 м,
    • пассажирские суда на 70 человек для перевозки личного состава на прибрежные морские объекты;
  • внедрено новое программное обеспечение, позволяющее распечатывать конструкции проектируемых судов в формате 3D:
    • SEA SOLUTION — формирует математическую модель в формате 3D для поверхностей,
    • SEA Hydro — устанавливает гидростатические характеристики и устойчивость,
    • ЭБрус — расчет прочности конструкции,
    • CADMATIC — формирует модель сужна в формате 3D и позволяет подготовить техническую документацию, необходимую для его постройки,
  • сертификаты выданы:

Бакинский судостроительный завод

  • создан в 2011 г. с целью предоставления услуг судостроения и судоремонта для морской отрасли промышленности Каспийского региона;
  • предприятие специализируется на проектировании и строительстве коммерческих, пассажирских судов, буксиров, паромов и т. д.

Флот ASCO

  • наряду с транспортным, включает также специализированный флот и судоремонтные заводы;
  • транспортный флот состоит из 53 судов, в т.ч.:
    • 13 паромов,
    • 14 универсальных сухогрузов,
    • 2 судов типа Ro-Ro,
    • 2 судов типа Ro-Pax;
  • в состав специализированного флота входят:
    • 210 судна, в т.ч.:
    • 20 крановых,
    • 25 буксирно-снабженческих,
    • 26 пассажирских,
    • 2 трубоукладывающих,
    • 6 пожарных,
    • 7 инженерно-геологических,
    • 2 водолазных,
    • 88 служебных и вспомогательных судов.

Напомним, что нефтеналивные танкеры ASCO в 2023 г. были задействованы для транспортировки казахстанской нефти в Азербайджан в обход России по схеме:

  • перевозка нефти танкерами через Каспийское море:
    • обслуживается танкерами типоразмера Caspian max дедвейтом 12,368 тыс. т, такой небольшой размер обусловлен мелководностью Каспийского моря,
    • погрузка — в казахстанском порту Актау, принимает танкеры Сангачальский терминал в районе г. Баку.
  • дальнейшая транспортировка по магистральному нефтепроводу (МНП) Баку — Тбилиси — Джейхан (БТД).

Тестовая отгрузка по данному маршруту после 8-летней паузы была произведена 20 марта 2023 г.
Из порта Актау на нефтеналивной танкер Академик Хошбахт Юсифзаде АSCO была отгружена партия нефти с месторождения Кашаган для поставки в направлении порта Баку.
23 марта 2023 г. была отправлена еще 1 партия нефти из порта Актау, на этот раз с месторождения Тенгиз, танкером Президент Г. Алиев ASCO.
27 марта последовала еще одна партия, доставленная танкером Шуша ASCO.
7 апреля к перевозкам подключился Казмортрансфлот, дочка КазМунайГаза, поставка нефти с месторождения Тенгиз была осуществлена танкером ТК Актау из порта Актау в Баку.
В марте 2023 г. отгрузки нефти по Транскаспийскому маршруту составили 20 тыс. т.

Однако увеличению поставок казахстанской нефти на экспорт по МНП БТД препятствует целый ряд факторов, в т.ч. инфраструктурные ограничения:

  • максимальная мощность порта Актау по отправке нефти составляет 5,2 млн т/год;
  • в Азербайджане имеются ограничения по приему высокосернистой нефти в МНП БТД;
  • для снятия этих ограничений потребуются инвестиции в расширение порта Актау и увеличения мощности МНП БТД;
  • также необходимы будут дноуглубительные работы в Каспийском море, что позволило бы использовать более крупные танкеры;
  • речь может идти об инвестициях в несколько десятков миллиардов долларов США.

Подготовила Наталья БУТЫРИНА

6 февраля, 2024

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Наши партнеры
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели