Азербайджанское пароходство ASCO планирует строительство 7 новых судов для обслуживания нефтегазовых операций на Каспии
Важная роль отводится ASCO Muhendislik — Прикаспийскому проектно-исследовательскому институту морского транспорта, созданного в 1930 г.
Азербайджанское Каспийское Морское пароходство (ASCO, входит в Госнефтекомпанию Азербайджана SOCAR) и Бакинский судостроительный завод (БСЗ) подписали договор на строительство новых судов для поддержки нефтегазовых операций в Каспийском море.
Об этом пресс-служба ASCO сообщила 2 февраля 2024 г.
Подробности контракта:
- в рамках продолжения сотрудничества с SOCAR принято решение о строительстве в ближайшие годы 7 судов, включая 3 пассажирских и 4 водолазных;
- строительство этих судов будет осуществлено на БСЗ;
- договор подписали председатели правления ASCO Р. Велиев и БСЗ — Э. Нуриев;
- срок строительства: 18-24 месяцев;
- номенклатура судов:
- 3 пассажирских судна вместимостью 50 человек каждый,
- 1 водолазное судно с гибридным двигателем для работы на глубине моря 60 м.
- суда будут отвечать международным стандартам и обладать широкими техническими возможностями, что позволит повысить качество услуг морского транспорта для азербайджанского нефтегаза;
- пассажирские суда спроектированы ведущей дизайнерской компанией;
- водолазное судно:
- спроектировано ASCO Muhendislik,
- станет первым, плавающим на Каспии судном, оснащенным гибридным двигателем.
ASCO Muhendislik
- создан в 1930 г. в СССР;
- в январе Прикаспийский проектно-исследовательский институт морского транспорта, принадлежащий ASCO, сменил название и организационно-правовую форму на ООО АСКО Инжиниринг (ASCO Muhendislik);
- по проектам ППИИМТ построены паромные комплексы в портах Баку, Туркменбаши и Бекдаш, Ванино – Холмск, Ильчевск – Варна (Украина – Болгария), Клайпеда – Мукран (Литва – Германия), соединяющие остров Сахалин с континентом;
- ныне в институте проектируются новые суда для Каспийского морского нефтяного флота:
- судно снабжения мощностью 300 кВт,
- водолазное для работы на глубине до 60 м,
- пассажирские суда на 70 человек для перевозки личного состава на прибрежные морские объекты;
- внедрено новое программное обеспечение, позволяющее распечатывать конструкции проектируемых судов в формате 3D:
- SEA SOLUTION — формирует математическую модель в формате 3D для поверхностей,
- SEA Hydro — устанавливает гидростатические характеристики и устойчивость,
- ЭБрус — расчет прочности конструкции,
- CADMATIC — формирует модель сужна в формате 3D и позволяет подготовить техническую документацию, необходимую для его постройки,
- сертификаты выданы:
- Государственной Морской Администрацией Азербайджана, Российским Морским Регистром Судоходства, Азербайджанским Морским Регистром Судоходства.
Бакинский судостроительный завод
- создан в 2011 г. с целью предоставления услуг судостроения и судоремонта для морской отрасли промышленности Каспийского региона;
- предприятие специализируется на проектировании и строительстве коммерческих, пассажирских судов, буксиров, паромов и т. д.
Флот ASCO
- наряду с транспортным, включает также специализированный флот и судоремонтные заводы;
- транспортный флот состоит из 53 судов, в т.ч.:
- 22 танкеров,
- 13 паромов,
- 14 универсальных сухогрузов,
- 2 судов типа Ro-Ro,
- 2 судов типа Ro-Pax;
- в состав специализированного флота входят:
- 210 судна, в т.ч.:
- 20 крановых,
- 25 буксирно-снабженческих,
- 26 пассажирских,
- 2 трубоукладывающих,
- 6 пожарных,
- 7 инженерно-геологических,
- 2 водолазных,
- 88 служебных и вспомогательных судов.
Напомним, что нефтеналивные танкеры ASCO в 2023 г. были задействованы для транспортировки казахстанской нефти в Азербайджан в обход России по схеме:
- перевозка нефти танкерами через Каспийское море:
- обслуживается танкерами типоразмера Caspian max дедвейтом 12,368 тыс. т, такой небольшой размер обусловлен мелководностью Каспийского моря,
- погрузка — в казахстанском порту Актау, принимает танкеры Сангачальский терминал в районе г. Баку.
- дальнейшая транспортировка по магистральному нефтепроводу (МНП) Баку — Тбилиси — Джейхан (БТД).
Тестовая отгрузка по данному маршруту после 8-летней паузы была произведена 20 марта 2023 г.
Из порта Актау на нефтеналивной танкер Академик Хошбахт Юсифзаде АSCO была отгружена партия нефти с месторождения Кашаган для поставки в направлении порта Баку.
23 марта 2023 г. была отправлена еще 1 партия нефти из порта Актау, на этот раз с месторождения Тенгиз, танкером Президент Г. Алиев ASCO.
27 марта последовала еще одна партия, доставленная танкером Шуша ASCO.
7 апреля к перевозкам подключился Казмортрансфлот, дочка КазМунайГаза, поставка нефти с месторождения Тенгиз была осуществлена танкером ТК Актау из порта Актау в Баку.
В марте 2023 г. отгрузки нефти по Транскаспийскому маршруту составили 20 тыс. т.
Однако увеличению поставок казахстанской нефти на экспорт по МНП БТД препятствует целый ряд факторов, в т.ч. инфраструктурные ограничения:
- максимальная мощность порта Актау по отправке нефти составляет 5,2 млн т/год;
- в Азербайджане имеются ограничения по приему высокосернистой нефти в МНП БТД;
- для снятия этих ограничений потребуются инвестиции в расширение порта Актау и увеличения мощности МНП БТД;
- также необходимы будут дноуглубительные работы в Каспийском море, что позволило бы использовать более крупные танкеры;
- речь может идти об инвестициях в несколько десятков миллиардов долларов США.
Подготовила Наталья БУТЫРИНА
Добавить комментарий