Каспийский регион в настоящее время является весьма полиэтничным, причиной чему служит его географическое положение в центре Евразийского континента. Всемирно известный ученый Лев Николаевич Гумилёв в своей работе «Тысячелетие вокруг Каспия» пишет, что так называемый Циркумкаспийский бассейн – это сердце Евразии. Он граничит с Внутренней Азией, Тибетско-Памирским нагорьем и Древней Русью. В течение многих веков древние кочевники сменялись здесь тюркоязычными хуннами, тюркютами, уйгурами, кыпчаками, огузами, монголами, славянами и другими этносами. В регионе сочетаются кочевой мир и мусульманская культура, а «степные народы Евразии, Русь и Туран имеют свою культуру и традицию доблести и верности, не уступающую рыцарской Европе, мечтательной Индии и образованному Китаю».
Однако высокая политэтничность региона в современных условиях является фактором, несущим в себе и потенциал напряжённости, которая может возникнуть между прикаспийским странами на национально-языковой почве.
В одной из своих публикаций редакция портала «Каспийский вестник» писала о проведённом американскими аналитиками Эмилем Сулеймановым и Йозефом Краусом масштабном исследовании, посвящённом азербайджанскому вопросу в Иране, а точнее иранским азербайджанцам, представляющих собой одно из наиболее многочисленных этноязыковых меньшинств Ирана.
В продолжение того материала редакция публикует статью востоковеда, ираниста Иды Саркисян, посвящённую данной проблематике:
Азербайджанский сепаратизм в Иране
Исламская Республика Иран является многонациональной страной, в которой проживает более 30 народов и народностей, сохраняющих свои этнолингвистические особенности, и даже некоторые религиозные верования, как, например, зороастрийцы или бахаиты. Имея столь разнообразную этническую карту, Иран выработал особую государственную политику по данному вопросу во избежание национальных конфликтов и сепаратистских процессов внутри государства. Так, в иранском законодательстве и официальной политической лексике полностью исключено понятие «национальное меньшинство», объединяя всех граждан ИРИ под общим названием «иранцы». Для обозначения христиан (армяне), зороастрийцев и иудеев (евреи) используется термин «религиозные меньшинства».
Следует отметить, что подобный подход иранского руководства имеет не только политическую, но и научную основу, т.к. практически все народы, племена и этнические группы, проживающие на территории Ирана, входят в группу иранских народов и имеют общее происхождение. На этом тезисе строится вся национальная идея Исламской Республики.
На протяжении долгих лет Ирану удается избегать серьезных конфликтов на национальной почве. Тем не менее, в ряде регионов страны, в частности в приграничных провинциях, в которых имеют влияние соседние государства, актуальна угроза сепаратизма. В группу риска входят азербайджанцы или азери, белуджи и курды. В данной работе рассмотрим проблему азербайджанского сепаратизме в Иране.
Азербайджанцы в Иране преимущественно проживают в северо-западных провинциях: Восточный и Западный Азербайджан, Ардебиль и частично Зенджан. Большая их часть этнические иранцы, т.е. имеют иранское происхождение. В ходе исторических развитий, в частности походов тюрков-сельджуков в 11-12 вв., местное население оказалось под сильным влияние пришлых народов. В результате северные районы Ирана тюркизировались в плане языка и культуры, часть из них ассимилировалась с пришлым тюркским элементом. Автохтонный же язык – азари, на сегодняшний день является мертвым. Многие жители вышеупомянутых провинций давно забыли о своем происхождении, и отождествляют себя с турками.
Более сложным является вопрос их численности. Турецкие и азербайджанские источники утверждают, что в Иране проживает 30 млн. азербайджанцев, что составляет 37% населения всей страны, в то время, как население всех четырех азеронаселенных провинций вместе составляет лишь 9 млн, включая местных курдов и персов. По данным переписи 2016 года, на всей территории Исламской Республики проживает 16,5 млн азари. В отчете Государственного департамента США от 2015 года упоминается о 13 млн азербайджанцев, которые успешно интегрированы в структуру власти и общество. Среди них упоминается и Верховный лидер ИРИ аятолла Али Хаменеи, дед которого был священнослужителем в провинции Азербайджан. Сам Хаменеи родился уже в Мешхеде.
Несмотря на высочайший уровень представленности во власти, азербайджанцы считают себя дискриминированными, т.к. в школах нет уроков азербайджанского языка, топонимы провинций меняются с тюркских на иранские наименования, националистские активисты находятся под арестом и пр. Члены азербайджанских общественно-политических групп уверяют, что азербайджанские активисты — политические заключенные, арестованные в результате борьбы за право на свои язык и культуру. Согласно официальным заявлениям, они обвиняются в «восстании против исламского государства».
Упомянутые азербайджанские общественно-политические организации имеют различную степень радикальности. Наименее крайние выступают за создание автономии с широкими правами в составе Ирана, другие же стремятся к независимости, либо присоединению с Азербайджанской Республикой, которая активно поддерживает эти стремления, эксплуатируя термины «северный и южный Азербайджан». Последователи пантюркизма и вовсе видят себя в будущем в составе единого тюркского государства – Великого Турана.
Важно отметить, что все группы и организации носят немилитаризированный характер и не вступают в открытое противостояние с иранским режимом, однако они оказывают активную поддержку курдским боевикам, которые ведут свою борьбу с властями. За годы войны в Сирии и Ираке стало известно также, что немалое число азербайджанцев не только из АР, но и выходцев из Ирана, пополнило ряды террористов организации «Исламское государство».
В одной из своих публикаций турецкая известная газета «Заман» пишет, что все азербайджанским политическим группам Ирана следует организовать свою деятельность вне страны, потому что азербайджанское население не является «признанным меньшинством» в стране. Согласно Статье 26 Конституции ИРИ, в стране допускается «формирование партий, обществ, политических или профессиональных ассоциаций, а также религиозных обществ, будь то исламских или имеющих отношение к одному из признанных религиозных меньшинств». Тем не менее, такие организации активно создаются. Отметим ряд из них:
- Национальное освободительное движение Южного Азербайджана – Milli Azadlıq Hərəkatı (CAMAH)), лидер / основатель: ПирузДиленчи; создано: 1991
- Южно-азербайджанское национальное движение по пробуждению (Güney Azərbaycan Milli Oyanış Hərəkatı (GAMOH)), лидер / основатель: Махмудали Чегрекани; создано: 2002
- Студенческое движение Южного Азербайджана (Азербайджан: Azərbaycan Öyrənci Hərəkatı (AZOH)), созданная в 2006 году группой студентов
- Всемирный Азербайджанский Конгресс (лидер / основатель: Али Назми Афшар, основанный: 1994 г.);
- Организация национального возрождения Южного Азербайджана) (руководитель/основатель: Атилла, создана: 1995г.);
- Азербайджанский национальный исламский фронт (лидер/основатель: Махмудали Чегрекани: 1998 г.);
- Парламент Южного Азербайджана (руководитель основатель: Булуд Карапак, созданный: 1999 г.);
- Азербайджанская национальная организация по освобождению (лидер/основатель: Эльдар Карадагли, учредил: 1999 г.);
- Партия независимости Южного Азербайджана (лидер/основатель: Салех Илдирим, создана:2006 г.);
Не остаются в стороне и соседние тюркские государства – Турция и Азербайджан, которые оказывают не только пропагандистскую поддержку азербайджанским организациям в Иране, но и финансовую. Иранскими правоохранителями было доказано, что специальные службы обеих стран проводят консультации с активистами сепаратистского движения, предоставляют свою территорию для проведения конференций и собраний, распространяют пропагандистскую литературу и пр. Широко распространена практика СМС рассылок с призывами присоединиться к борьбе за независимость. В свою очередь иранские азербайджанцы защищают интересы Азербайджанской Республики. Используя свои политические должности, представители азербайджанцев в правительственных органах поддерживают позицию Баку в азербайджано-карабахском конфликте вокруг непризнанной республики Арцах, несмотря на нейтральную и взвешенную политику официального Тегерана в отношениях с конфликтующими сторонами.
На сегодняшний день власти Ирана держат ситуацию в протестном регионе под контролем. Полиция проводит успешную работу по пресечению провокационных акций или протестов, осуществляются аресты лиц, связанных с иностранными спецслужбами и террористами и пр. Соседние Турция и Азербайджан же не предпринимают открытых враждебных действий против Тегерана за жесткие меры, т.к. Исламская Республика в свою очередь имеет возможность накаливать ситуацию внутри этих стран. Речь идет о шиитском факторе в Азербайджане, как, например, в религиозном пригороде Баку Нардаране, где периодически вспыхивают протесты против действующего режима. В Турции же актуальны национальные конфликты с участием этнических иранцев – курдов или народа заза, которые способны создать серьезные проблемы для Анкары.
С ранее опубликованным порталом «Каспийский вестник» материалом по данной тематике можно ознакомиться здесь:
Изображение: turkaramamotoru.com
Статья некоего аж «ираниста» Иды Саркисян есть чушь наяву. Это типично в армянском стиле принижать в несколько раз численность азерлийцев в Иране и при этом ещё ссылаться на какие-то переписи в Иране, хотя известно, что переписи в Иране не учитывают национальный состав населения. Ничего армянам не поможет, они умирающая на глазах нация. В дилетантской статье горе-ираниста нет ничего нового, а есть явные огрехи. Так, например, в статейке указано : «северные районы Ирана тюркизировались в плане языка и культуры» в результате миграции сельджуков в 11-12 веках. Подобная ассимиляция просто невозможна за такое коротенький срок . И в Иране, и в Азербайджанской Республике тюркский этнос является древнейшим и всегда составлял ядро народа Азер. А приток сельджуков, которые были по существу закаспийскими азерлийцами, лишь усилил местный ведущий тюркский фактор. А сами сельджуки практически быстро растворились в идентичной тюркской языковой среде Азербайджана. И сегодня остатки сельджукиов в Туркменистане говорят на тюркском азери. На рассмотрение иных огрехов статьи нет смысла тратить время. Азер Гасанли. Азербайджан. 02.11.2021