Азербайджан выступает ключевым узлом на Транскаспийском международном транспортном маршруте (ТМТМ, или Средний коридор). Об этом сказал в эксклюзивном интервью Trend бывший посол Великобритании в Азербайджане, Казахстане и Кыргызстане Джеймс Шарп.
«Региональное экономическое развитие, которое будет способствовать модернизации Среднего коридора, заключается не просто в облегчении экспорта сырья, но, что еще более важно, в том, как использовать свое положение в Среднем коридоре для создания диверсифицированной экономики с добавленной стоимостью. Именно здесь хабы имеют особое преимущество. Один из уроков древнего Шелкового пути заключается в том, что хабы на этом маршруте превратились в важные торговые центры. На мой взгляд, наиболее очевидным хабом Среднего коридора является Алят, Бакинский порт. Алят — это ключевой узел Среднего коридора. Все маршруты проходят через него, и это единственное место в таком уникальном положении. Более того, он расположен на маршруте коридора Север-Юг между Россией и Ираном. Конечно, на данный момент это поднимает вопросы о санкциях, но в долгосрочной перспективе прогресс может означать, что предприятия, расположенные в Аляте – и, как следствие, в Азербайджане в целом – будут иметь фантастический доступ к широкому спектру рынков. Азербайджану вновь предстоит воссоздать свою роль перекрестка», — сказал он.
Как отметил бывший посол, Казахстан является еще одной страной, через которую проходит большинство маршрутов, и здесь можно представить развитие хабов вблизи Алматы, а также в Шымкенте, где маршрут из Узбекистана – и, возможно, дальше на юг – присоединяется к Среднему коридору.
Растущее значение Среднего коридора
Шарп отметил, что с начала войны в Украине произошло существенное изменение отношения в Европе к транспортировке товаров через Россию.
«Это вызвало возобновление интереса к Среднему коридору, или, точнее, к Транскаспийскому международному транспортному маршруту. Интересно, что не только война в Украине повысила интерес к Среднему коридору. События в Красном море, где хуситы запускают ракеты и беспилотники против коммерческих судов также заставили правительства и компании осознать необходимость диверсификации транспортных маршрутов. Я думаю, есть несколько причин, почему инвестиции в Средний коридор имеют смысл как дополнительный способ связать Азию и Европу. Конечно, Средний коридор не заменит другие маршруты, но он обеспечит альтернативный маршрут. Предстоит еще проделать значительный объем работы. Помимо очевидного «узкого места», связанного с необходимостью переключения между железнодорожным и морским транспортом при пересечении Каспийского моря, необходимо проделать значительный объем работы в связи с тем, что маршрут пересекает очень много стран», — сказал он.
Необходимые меры для развития маршрута
Дипломат считает, что для развития маршрута необходимы как инвестиции, так и сотрудничество.
«Существуют проблемы как с тем, что можно назвать «жесткой связью», так и с «мягкой связью». «Жесткая связь» включает в себя такие вопросы, как строительство или модернизация железнодорожных линий, закупка подвижного состава и портовая инфраструктура. «Мягкая связь» больше связана с таможенными процедурами. В общих чертах можно сказать, что «жесткая связь» требует инвестиций, а «мягкая связь» — сотрудничества. Что касается инвестиций, то это определенно происходит. Так, в начале этого года ЕС провел встречу Global Gateway, на которой было объявлено о выделении около 10 миллиардов евро. А что касается сотрудничества, мы уже видим, как региональные правительства и организации начинают решать вопросы, поднятые в отчетах Всемирного банка и ЕБРР. Итак, хотя впереди еще долгий путь, я оптимистично настроен на то, что мы увидим большой прогресс», — сказал он.
Как отметил Джеймс Шарп, очень важно помнить, что преимущества Среднего коридора заключаются не просто в транспортировке товаров между Китаем и Европой.
«Страны региона получат еще большую выгоду благодаря улучшению связей между регионом и Европой/Китаем, а также между самими странами региона. Улучшение железнодорожного и морского сообщения позволит увеличить торговлю и экспорт из этих стран. Поэтому в центре внимания должен быть следующий вопрос: как страны региона могут использовать Средний коридор для поддержки своего экономического развития?» — сказал он.
Транспортировка казахстанской нефти через Азербайджан
Говоря о поставках нефти через Азербайджан, Джеймс Шарп отметил, что правда заключается в том, что поставки нефти из Казахстана в Азербайджан через Каспий — это, как и Средний коридор, реакция на опасения по поводу полной зависимости от России.
«Трубопровод КТК из Казахстана в Новороссийск, безусловно, является наиболее экономически выгодным и эффективным способом экспорта нефти на запад, но события последних нескольких лет вызвали явное беспокойство по поводу создающейся уязвимости. Так что я понимаю, что по стратегическим причинам Казахстан и действующие там нефтяные компании хотят развивать альтернативные экспортные маршруты. Поэтому, как и в случае со Средним коридором, я сомневаюсь, что Транскаспийский маршрут заменит трубопровод КТК, но вместо этого обеспечит разнообразие экспортных маршрутов. Это также помогает Азербайджану более широко использовать трубопровод БТД в то время, когда прогнозируется снижение объемов экспорта азербайджанской нефти», — сказал он.
Отметив, что необходимы улучшения «жесткого» сообщения по обе стороны Каспия, дипломат выразил уверенность, что доставка нефти по этому маршруту продолжится.
Тенденции «зеленой» энергетики в Азербайджане и Казахстане
«Я очень рад видеть, что обе страны наращивают свои мощности в области возобновляемых источников энергии. На мой взгляд, они как производители нефти и газа несут особую ответственность за поддержку «зеленой» энергетики. Из исследования, которое финансировало посольство Великобритании, стало ясно, что Азербайджан имеет огромный потенциал морской ветроэнергетики. А Казахстан имеет огромную территорию, где есть огромные возможности для использования ветровой и солнечной энергии на суше. Но явно существуют проблемы, связанные с расстоянием от основных рынков и тем, как это повлияет на экономику возобновляемых источников энергии», — сказал он.
По словам дипломата, отрадно видеть, как страны обсуждают с Грузией и странами ЕС вопросы «зеленых» линий электропередачи в Европу.
«Еще одной экономической проблемой в случае Казахстана является доступность дешевого угля, и здесь, несмотря на подписание контрактов по возобновляемым источникам энергии, разочаровывает заключение контрактов на новые угольные электростанции, в частности, после COP26, организованной Великобританией в Глазго, где было достигнуто соглашение о постепенном сокращении использования угольной энергии. Что касается британских компаний, то основным примером является строительство со стороны bp солнечной электростанции в Джебраильском районе Азербайджана. Это часть собственного обязательства bp по достижению чистого нулевого уровня выбросов к 2050 году, которое, я надеюсь, и Азербайджан, и Казахстан также возьмут на себя на COP29 в этом году», — заключил Джеймс Шарп.
В. Антонов
Добавить комментарий