Исследовательский центр Международная торговля и интеграция по заказу фонда «Росконгресс» подготовил исследование о значении и перспективах МТК Север-Юг для внешней торговли России. Портал 1520International опубликовал эти материалы.
Международные транспортные коридоры (МТК) призваны преодолевать объективные физические, экономические и политические ограничители на пути движения товаров за счет создания предсказуемой и прозрачной среды ведения деятельности для грузоперевозчиков и потребителей их услуг. Связывая воедино пространства, транспортные коридоры представляются особенно важными на территории Евразии, где государства сталкиваются с вызовом континентального положения.
Стремительное развитие торговых отношений между Россией и странами глобального Юга, в частности с Индией, влечёт потребность в развитии транспортной инфраструктуры и организации новых маршрутов доставки грузов. В этой связи особенно важным становится развитие международного транспортного коридора (МТК) «Север — Юг», который представляет собой альтернативный маршрут перевозки — без задействования инфраструктуры Суэцкого канала. Несмотря на существующие «узкие места», «Север — Юг» имеет ряд неоспоримых преимуществ.
Инициатива создания коридора имеет долгую историю, однако обострение международно-политической конкуренции и санкционная эскалация последних лет добавляют аргументов в пользу ускорения существующих проектов вдоль пути и запуска новых.
Сегодня по МТК перевозят самые различные товары, в том числе зерно, уголь, чёрные металлы, а объёмы грузопотока растут по всем направлениям и видам транспорта.
Однако дальнейшее развитие МТК «Север — Юг» сталкивается с комплексом инфраструктурных ограничений и связанных с ними проблем. В данном обзоре исследуются основные проблемные места существующих маршрутов коридора, текущие проекты их расширения и возможные способы обеспечения пропускной способности, достаточной для полноценной реализации потенциала взаимной торговли ключевых стран-участниц.
Роль МТК «Север — Юг» в новой внешнеторговой реальности России
По данным Федеральной таможенной службы России, в 2023 году экспорт России снизился на 167,4 млрд долл. В большей степени сокращение коснулось европейского направления: экспорт в страны Европы снизился на 180,7 млрд долл., или на 68%.
Сокращение экспорта в страны Америки составило 40%, но в абсолютном выражении их вклад в падение общего экспорта составил только 8,3 млрд долл. Совокупный импорт вырос на 11,7% за счет роста импорта из стран Азии и Африки.
Расширение торговли со странами Азии и Африки составило 16,2 и 6,4 млрд долларов соответственно, что частично компенсирует отток торговли с Европой. Однако данный факт пока не говорит о полноценной переориентации российских производителей на новые рынки. Проблема поиска новых путей реализации экспорта и доставки импорта становится драйвером перестройки транспортно-логистических маршрутов Евразии и развития Международного транспортного коридора (МТК) «Север — Юг».
МТК «Север — Юг» — масштабный международный проект по созданию мультимодального транспортного коридора, включающего железнодорожные, автомобильные, морские и речные пути, общей протяженностью 7200 км: от крупнейшего порта севера России — Санкт-Петербурга — до крупнейшего порта Индии — Мумбаи. Уже сегодня МТК связывает север Европы со странами Персидского залива и Индийского океана через Россию, Кавказ и Центральную Азию и представляет собой набор различных исторических маршрутов, соединяющих части данного региона.
Соглашение о создании этого мультимодального коридора было подписано в 2000 году. Его участниками являются десять стран, включая Россию. Для реализации данного проекта министрами стран-участниц был учрежден руководящий орган МТК — Координационный Совет (КС) МТК «Север — Юг» — и утвержден его Устав, в соответствии с которым председательство в совете осуществляется в порядке ротации стран сроком на один год.
Официальное открытие коридора состоялось в мае 2003 года в Санкт-Петербурге. В настоящее время работа Координационного Совета (КС) МТК «Север — Юг» осуществляется двумя экспертными группами: «Коммерческие и оперативные вопросы» и «Документация, таможенные процедуры и сопутствующие вопросы».
На сегодня МТК имеет три признанных ветви: западная — по западному берегу Каспия, восточная — по восточному берегу Каспия, а также транскаспийская — через Каспийское море.
1. Западная ветвь коридора (сухопутная): прямое железнодорожное сообщение по России — железнодорожный погранпереход (ЖДПП) Астара (Азербайджан) — Астара (Иран) с последующей перегрузкой на автомобильный транспорт для перевозки по территории Ирана. Также в процессе могут быть задействованы грузы из Грузии и Армении. Протяженность участка маршрута от Астрахани до порта Бендер-Аббас составляет около 3 тыс. км.
2. Восточная ветвь коридора (сухопутная): прямое железнодорожное сообщение Россия — Казахстан — Туркменистан — Иран с выходом на железнодорожную сеть Ирана через ЖДПП Сарахс (Туркменистан) – Сарахс (Иран) или Акяйла (Туркменистан) – Инче Бурун (Иран). Протяженность участка маршрута от Астрахани до порта Бендер-Аббас составляет около 4 тыс. км.
3. Транскаспийский маршрут (сухопутный и морской): мультимодальный маршрут через акваторию Каспийского моря с использованием российских портов (Астрахань, Оля, Махачкала) и портов севера Ирана в Каспийском бассейне, а также автодорожной и железнодорожной инфраструктуры Ирана. Протяженность участка маршрута от Астрахани до порта Бендер-Аббас составляет около 2,8 тыс. км.
Все маршруты имеют своей целью порты южного Ирана (Бендер-Аббас, Чабахар) с дальнейшей отправкой грузов в Индию, страны Персидского залива или Восточной Африки.
В настоящее время с различной степенью регулярности работают все три ветки МТК «Север — Юг». Доставка контейнеров из Москвы до порта Бендер-Аббас по МТК «Север — Юг» занимает от 14 дней.
Карта маршрутов международного транспортного коридора «Север — Юг»
Согласно Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года, а также Стратегии развития железнодорожного транспорта Российской Федерации до 2030 года, МТК «Север — Юг» является одним из приоритетных направлений развития и важнейшим элементом внешнеторговой стратегии России.
Позиция России в условиях разворота торговых потоков с Запада на Юг и Восток в качестве драйвера развития коридора «Север — Юг» становится все более значимой и обретает новый мотив. Если ранее «Север — Юг» был призван стать двигателем экономического развития регионов юга страны, Поволжья, а также реализовать транзитный потенциал России в меридиональных маршрутах, то в условиях новой экономической реальности он может стать главным транспортным путем Евразии, выступая для России каналом восстановления экспортно-импортных потоков и позиций в международной торговле в целом.
Возрастающее значение МТК отражается в динамике грузоперевозок. По различным оценкам, с 2022 по 2023 год общий объём перевозок по МТК «Север — Юг» увеличился на 18% — с 19 до 22,6 млн тонн. По данным АНО «Дирекция международных транспортных коридоров», наибольшая часть перевозок осуществляется по железной дороге. В 2022 году было перевезено 10,2 млн тонн грузов, а в 2023 — уже 11,6 млн тонн (на 14% больше). Значительный прирост показали перевозки морским транспортом: в 2023 году объём увеличился на 55%, достигнув уровня 5,5 млн тонн и сравнявшись с показателем автотранспорта.
По данным исследования N.Trans Lab, в 2022 и 2023 годах объем российских экспортных и импортных грузоперевозок по МТК «Север — Юг» составил 14,6 млн и 17,6 млн тонн соответственно. Транзитные перевозки по МТК «Север — Юг» через Россию осуществлялись в объеме 3,1 млн тонн.
Как уже отмечалось выше, региональное измерение МТК «Север — Юг» также имеет существенное значение, в наибольшей степени для Астраханской области и Республики Дагестан — в силу их уникального экономико-географического положения. Являясь историческим центром торговли с Персией, Астрахань может снова стать «каспийскими воротами», откуда начинал свои «хождения за три моря» купец Афанасий Никитин.
Уже сегодня 91% оборота портов Астраханской области приходится на грузы иранского направления. Дагестан — крупнейший участник транзита автомобильного и морского грузопотока МТК «Север — Юг» среди регионов Северо-Кавказского федерального округа, который получит наибольшие преимущества от модернизации торговых путей и инфраструктуры коридора. Сопряжение широтных маршрутов с МТК «Север — Юг» также даёт возможность создать новую связанность маршрута с центральными регионами России.
Сегодня МТК «Север — Юг» находится в фокусе внимания грузоотправителей из России, Индии, Ирана и других стран.
В свете глобальной перестройки торговли на пространстве Евразии на первый план выходит стремительно растущий грузопоток между Россией и Индией. В 2023 году товарооборот России и Индии увеличился до 65 миллиардов долларов — против 37 миллиардов годом ранее, а Россия заняла четвертое место среди основных торговых партнеров Индии, потеснив Саудовскую Аравию.
Вместе с тем всё большего внимания требует проблема балансировки грузопотоков с Севера на Юг и обратно.
По данным N.Trans Lab, основу грузовой базы российских экспортно-импортных перевозок составляют продовольственные товары (7,8 млн тонн), древесина и целлюлоза (1,2 млн тонн), черные металлы (939 тыс. тонн) и нефть и нефтепродукты (938 тыс. тонн).
При этом, по подсчетам аналитиков, потенциал перевозок к 2040 году в базовом сценарии составляет 60 млн тонн, в оптимистическом — 75 млн тонн. Прежде всего это зерно, удобрения, черные металлы и продовольствие, в оптимистическом сценарии — еще уголь, нефть и нефтепродукты. Текущие инвестпроекты суммарной стоимостью 17,1 млрд долл. позволяют достичь 43 млн тонн провозной способности, однако они носят точечный характер и не взаимоувязаны.
Экспортный грузопоток из России по коридору «Север — Юг»
В период между 2018 и 2022 гг. экспортный грузопоток в южном направлении характеризовался стабильно растущей динамикой с кратным увеличением поставок в Индию в 2022 году, преимущественно за счет экспорта переориентированных с европейского рынка энергоресурсов.
Внешнеполитическая позиция и социально-экономическая динамика делают Индию одним из самых перспективных рынков для России не только среди стран МТК «Север — Юг», но и во всем мире. В 2023 году население страны достигло 1,4 млрд человек. Сохраняющиеся темпы естественного прироста населения на уровне выше 1% в год приведут к скорому выходу страны на первое место в мире по количеству населения, которое к тому же является относительно «молодым»: средний возраст составляет порядка 29 лет. Все это говорит о колоссальном потенциале импортного спроса Индии вопреки существующим проблемам и уровню экономического развития страны.
Участие Индии в мировой торговле имеет свою специфику. Исторически у Индии сложились крепкие экономические связи с США и Великобританией, а также развиты широтные связи — со странами Персидского залива, поставляющими энергоресурсы, а также государствами Азиатско-Тихоокеанского региона. В силу ограниченности природных ресурсов страна вынуждена ставить на первое место вопрос обеспечения энергоносителями. На минеральное топливо, включая нефть и нефтепродукты, приходится почти треть импорта страны. Занимающий вторую позицию импорт драгоценных камней также носит сырьевой характер для развитой ювелирной промышленности страны. Также страна импортирует большое количество электроники из КНР и стран Восточной Азии.
В 2022 году Индия была седьмой страной в мире по импорту, занимая долю порядка 3%. В 2022 году совокупный объём импорта Индии увеличился на 28% с 570 до 732 млрд долларов.
По предварительным данным, в 2023 году поставки из России в Индию продолжили стремительный рост, увеличившись в 1,8 раза и достигнув уровня 60,1 млрд долл. Это позволило России стать вторым после Китая поставщиком Индии. Важное значение в этом имела активизация работы «Север — Юг», которая, по информации «РЖД Логистика», позволила снизить чистую стоимость транспортных услуг по восточному маршруту на 50% с августа 2022 года.
Каждая из трех веток МТК «Север — Юг» имеет свои инфраструктурные особенности и перспективы, объединяющие определённые группы стран-участниц, однако Россия и Индия активно участвуют в работе по всем трём направлениям.
Среди стран Ближнего Востока с 2019 года по физическому грузопотоку поставок из России крупнейшим импортером выступает Иран, хотя в 2022 году объёмы его импорта почти сравнялись с объёмами возросшего импорта в Саудовскую Аравию.
По данным РЖД, основу текущего экспорта из России по МТК составляют нефть и нефтепродукты, черные металлы, товары лесной промышленности, бумага, химикаты, удобрения, продовольствие и иные контейнеропригодные грузы. Перспективными товарами российского экспорта выступают пшеница, уголь, древесина и некоторая химическая продукция.
Позиции России как поставщика качественного продовольствия на рынки стран Персидского залива в последние годы заметно укрепились: российские производители планомерно увеличивают поставки зерна, растительных масел, кондитерских изделий, мясной, молочной и других видов продукции, в особенности халяльной.
Ключевыми импортерами российского продовольствия на Ближнем Востоке остаются Иран и Саудовская Аравия. В структуре физического экспорта в эти страны доля продовольствия достигает 84% поставок. Кроме того, закупки наращивают Кувейт, Бахрейн и Катар; очень хорошую динамику демонстрирует экспорт в Объединенные Арабские Эмираты.
Так, ОАЭ в прошедшем году значительно увеличили импорт российского зерна, в том числе пшеницы — в 2,7 раза, до около 180 млн долларов. Одновременно выросли и поставки продукции с высокой добавленной стоимостью, например подсолнечного масла — в 2,2 раза, до 6,7 млн долларов. Большим потенциалом также обладает экспорт мясной и молочной продукции, безалкогольных напитков и различной готовой продукции.
По данным Министерства сельского хозяйства России, объем двусторонней торговли продовольствием России и стран Персидского залива за 2023 год превысил 1,6 млрд долл., увеличившись в 1,7 раза за последние пять лет.
Импортный грузопоток в Россию МТК «Север — Юг»
В Россию по МТК идут поставки таких товаров, как продовольствие, строительные грузы и цемент, химикаты, товары народного потребления, автозапчасти, синтетические волокна, прокат черных металлов, компьютерная техника, масла и иные контейнеропригодные грузы.
Ключевыми импортируемыми товарами могут стать минеральные продукты, продовольственные товары, в первую очередь фрукты, напитки, растительные и животные масла, а также черные металлы.
Один из ключевых торговых партнеров России из стран глобального Юга, Индия, также наращивает поставки на российский рынок. Экспорт индийских товаров увеличился в 1,4 раза — до 4 млрд долл. США, что подняло Россию на семь позиций вверх в рейтинге экспортных рынков Индии: с 37-го на 30-е место. В первую пятерку входят США (76 млрд долл.), ОАЭ (33 млрд долл.), Нидерланды (23 млрд долл.), Китай (16 млрд долл.) и Великобритания (12 млрд долл.).
Если импорт Индии представляет собой преимущественно сырьевые товары, в меньшей степени подверженные контейнеризации, то экспортный потенциал страны, с точки зрения контейнерных перевозок, связан с фармацевтикой (около 5% стоимостного экспорта) и текстильными изделиями (совокупно также порядка 5% экспорта).
В свете недавнего заключения Соглашения о свободной торговле России с Ираном можно прогнозировать дальнейший рост торговли и грузопотоков между странами.
Тарифные преференции, зафиксированные в соглашении, охватывают более 95% российских поставок в Иран. Соглашение содержит и системные обязательства сторон, которые создают предсказуемую регуляторную среду для российских поставщиков в Иране. По сообщениям Евразийской экономической комиссии, в 2024 году ожидается начало полноценных переговоров, имеющих целью создание зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и Индией.
Подготовил Влад Кондратьев
Добавить комментарий