Международный консорциум с участием семи стран создается для развития транспортного коридора «Север-Юг», юридическая структура для него уже регистрируется, заявил вице-премьер России Марат Хуснуллин.
«Проект интересен всем: логистическим компаниям, странам — все будут привлекать деньги. Финансовый механизм просчитан. В консорциуме семь сторон, люди посмотрели транспортные коридоры, трассировки утверждены», — сказал он.
При создании этого коридора планируется увязать грузоперевозки по автодорогам и железнодорожным путям через Казахстан, Узбекистан, Азербайджан и Туркменистан, а также интегрировать в транспортный коридор сообщение с Ираном и Индией через порты в Каспийском море и через железнодорожные пути, огибающие Каспийское море с двух сторон.
«Нужно понимать, что это будет не одна дорога, на которой сконцентрируются все грузы, а сеть железнодорожных и транспортных путей. Где-то понадобится расширение существующих дорог, где-то — их взаимная увязка. Важный вопрос – создание дешевой перевалки грузов».
По словам Хуснуллина, по объемам грузопотока транспортный коридор будет сопоставим с Суэцким каналом и достигнет показателя в 100 миллионов тонн в год.
«На первом этапе рассчитываем на 15-30 миллионов тонн», — отметил российский вице-премьер.
Он также добавил, что для реализации проектов в рамках консорциума, скорее всего, понадобится привлечение банковского финансирования.
Сегодня МТК «Север – Юг» является ключевой внешнеторговой артерией России для выхода на глобальные рынки. Он существенно увеличит торговый потенциал России, стран Центральной Азии, Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки и Латинской Америки.
Как подчеркнул зампред Правительства РФ Марат Хуснуллин, общий объем инвестиций в развитие коридора на 2022 – 2030 годы составит 280 млрд руб. И речь идет не только о развитии его транспортно-логистической инфраструктуры, но и о стратегическом превращении его в коридор экономический, который помимо торговли обеспечит устойчивые кооперационные связи.
Контейнерные перевозки по МТК Север — Юг за четыре месяца 2023 года выросли в пять раз по отношению к аналогичному периоду прошлого года, сообщил замглавы Минтранса РФ Валентин Иванов.
Межправительственное соглашение о создании мультимодального транспортного коридора Север — Юг было подписано Россией, Индией и Ираном в 2000 году. Позже состав участников расширился до 14. Туркменистан начал процедуру по официальному присоединению к соглашению.
Ранее на круглом столе в рамках XIV Международного экономического форума «Россия – Исламский мир: KazanForum» губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин выступил с докладом о развитии международного транспортного коридора «Север – Юг» в новых условиях.
Губернатор Игорь Бабушкин отметил, что Астраханская область является одним из ключевых транспортно-логистических узлов МТК. В регионе сформирован Каспийский кластер, куда вошли ОЭЗ промышленно-производственного типа «Лотос» и портовая особая экономическая зона, имеется развитая портовая инфраструктура – Астраханский консолидированный порт и морской торговый порт Оля общей перегрузочной мощностью около 16 млн тонн, открытые для захода иностранных судов. Обеспечена круглогодичная навигация, в зимний период осуществляется ледокольная проводка судов. Все это позволяет выполнять поставленную Президентом России Владимиром Путиным задачу по укреплению взаимодействия России с партнерами на Каспии через создание мощного транзитного центра на базе Астраханского региона.
Еще одно направление развития транспортной инфраструктуры коридора «Север – Юг» – строительство обходов города Астрахани. На Восточном обходе продолжаются работы стоимостью 2,2 млрд рублей. Их завершение запланировано на конец 2024 года. Идет подготовка к началу строительства Северного обхода с бюджетом 33,2 млрд рублей, реализация которого запланирована на 2025 – 2029 годы. Глава региона подчеркнул, что при поддержке Правительства Российской Федерации область сможет реализовать проект с опережающими сроками.
«Запуск обходов не только повысит эффективность МТК «Север – Юг», но и освободит улицы Астрахани от транзитного транспорта. В том числе это поможет снизить износ внутренних дорог», – пояснил губернатор Астраханской области.
Стабильный рост показывает грузооборот. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года он составил 72%. Более чем вдвое увеличилась перевалка продуктов, на 90% – перевалка оборудования и пиломатериалов, на 30% – зерна. Перевалка контейнеров через астраханские порты выросла в 4 раза. А запуск строящегося современного контейнерного терминала и терминалов для обработки зерновых культур и растительного масла позволит увеличить перегрузочные мощности на 3,3 млн тонн в год.
Рост грузооборота в рамках МТК требует строительства и нового современного флота. Астраханские верфи уже выполняют масштабные заказы. Именно в Астрахани первыми в России будут построены уникальные сухогрузы-контейнеровозы проекта 00108.
В завершение доклада Игорь Бабушкин рассказал, что сейчас на базе Астраханского государственного университета им. В.Н. Татищева ведется разработка Цифровой платформы МТК «Север – Юг», которая позволит систематизировать все логистические процессы, формировать оптимальные маршруты и отслеживать движение грузов в реальном времени. Также университет готовит кадры для транспортно-логистической сферы по разным направлениям и создает научные коллаборации с вузами Южного и Приволжского федеральных округов.
Подготовила Наталья БУТЫРИНА
Добавить комментарий