29 мая на заседании правительства Туркменистана с отчетом о темпах строительства туркменского участка транснационального газопровода Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия (ТАПИ) выступил заместитель Председателя Кабинета Министров Туркменистана Мыратгелди Мередов. Он сообщил, что в настоящее время на всём туркменском участке газопровода произведена сварка труб. На данный момент продолжаются работы по их укладке в траншеи.
Кроме этого, по словам М.Мередова, Государственный концерн «Türkmengaz» заключил договор с компанией Гонконга по техническому надзору за строительством трубопровода и газокомпрессорных сооружений. А в соответствии с контрактом, заключённым Государственным концерном «Türkmengaz» о поставке задвижек и различного вспомогательного оборудования для туркменского участка газовой магистрали, вдоль газопровода планируется смонтировать крупногабаритные задвижки.
Таким образом, следует констатировать, что строительство туркменского участка ТАПИ, начавшееся в декабре 2015 года, подходит к своему логическому завершению.
Следует отметить, что вплоть до конца 2019 года строительство туркменского участка ТАПИ находилось в замороженном состоянии. Как представляется из-за сложностей с финансированием. Подробнее здесь:
Возобновление строительства стало возможным благодаря заключенному осенью 2018 года контракту с компанией «Global Pipe Company» (Королевство Саудовская Аравия) на поставку стальных труб для строительства туркменского участка ТАПИ. В соответствии с контрактом на 40 млн долларов на туркменскую территорию планировалось поставить 35 км труб. 5 апреля 2019 года сообщалось, что Челябинский трубопрокатный завод (ЧТПЗ) стал победителем международного тендера на поставку труб для строительства оставшейся части магистрального газопровода. Тендер был проведен Государственным концерном «Туркменгаз». Сумма сделки составила $219 млн.
С учётом вышеизложенного весьма вероятно, что Ашхабад в итоге к декабрю текущего года, когда будет отмечаться пятилетие строительства, закончит работы по прокладке газопровода на своей территории. Вместе с тем, реализация проекта в целом ещё очень далека от завершения. Сообщения туркменских источников свидетельствуют, что работы по непосредственному строительству афганского и пакистанского участков газопровода ТАПИ, протяжённостью соответственно 774 и 826 километров, по-прежнему не ведутся. Проводятся лишь подготовительные работы. Подробнее:
Следует отметить, что ситуация вокруг ТАПИ весьма схожа с другим крупным инфраструктурным проектом Ашхабада — магистральным газопроводом «Восток-Запад», соединяющим восточную провинцию Мары страны и её крупное газовое месторождение «Южный Иолотань» с туркменским побережьем Каспийского моря. Строительство трубопровода осуществлялось с мая 2010 года от газокомпрессорной станции «Шатлык», расположенной в Марыйском велаяте, до газокомпрессорной станции «Белек». Протяженность газовой магистрали составляет 733 километра, пропускная способность — 30 миллиардов кубометров газа в год.
23 декабря 2015 года Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова выступил на торжественной церемонии ввода в эксплуатацию газопровода «Восток-Запад» в прикаспийском Балканском велаяте. Характеризуя перспективы поставок туркменских энергоносителей на внешние рынки, он тогда отметил, что трубопровод создает базу для вывода туркменских энергоресурсов на международные рынки, как минимум, в четырех направлениях, а именно в северном, западном, южном и восточном.
Северное направление предусматривает возможности продолжения сотрудничества по вопросам строительства Прикаспийского газопровода, межправительственное Соглашение о котором подписано в 2007 году руководителями Туркменистана, Республики Казахстан и Российской Федерации. По второму, южному направлению – газопровод «Восток-Запад» позволяет наращивать объемы поставок туркменских углеводородных ресурсов в Исламскую Республику Иран. Третье – западное — направление, предусматривает поставки туркменских энергоносителей в Европу в рамках подписанного в 2008 году между Туркменистаном и Европейским Союзом Меморандума о сотрудничестве в энергетической отрасли. Восточное направление в случае необходимости будет задействовано для доставки сырья с нефтегазовых месторождений Каспия к месторождению «Галкыныш» и далее в юго-восточном направлении.
Однако, как показывает время, ни одно из перспективных направлений поставки газа по трубопроводу «Восток-Запад» не функционирует. Прикаспийский и Транскаспийский газопровод пока остаются только на бумаге, а поставкам в южном направлении в Иран мешает затянувшийся газовый спор между Ашхабадом и Тегераном. Относительно реальным направлением функционирования газопровода «Восток-Запад» является восточное. В СМИ периодически появляется информация о возможности использования этой магистрали в реверсном режиме, для доставки газа с каспийских месторождений Туркмении в газопровод «Центральная Азия – Китай». Однако насколько реальна такая перспектива, сказать довольно сложно, так как конкретные данные по объёмам добычи нефти и газа туркменской стороной, как правило, не публикуются.
С учётом вышеизложенного можно с уверенностью констатировать, что туркменский участок ТАПИ, остановившись на восточной границе страны, так и останется единственным завершённым отрезком этого амбициозного трансконтинентального проекта. Вопрос о строительстве афганского и пакистанского участков газопровода руководство Туркменистана, по всей видимости, отдаст на откуп своим зарубежным партнёрам, тем самым переложив с себя ответственность за дальнейшую реализацию ТАПИ.
Автор: Влад Кондратьев
Добавить комментарий