Оперативный контроль над портом Шахид Бехешти — части стратегического порта Чабахар, был официально передан в аренду индийской компании «Indian Ports Global Ltd.» (IPGL) на срок до 18 месяцев, с возможностью продления договора на 10 лет. Об этом стало известно по результатам трехсторонней встречи между Ираном, Афганистаном и Индией по Чабахарскому соглашению, прошедшей в конце декабря в Иране.
Как сообщает иранская Financial Tribune, IPGL будет осуществлять часть задач, связанных с управлением портом Шахид Бехешти, в том числе погрузку и разгрузку, поставку оборудования и маркетинг.
Передача порта в аренду, по мнению иранской и индийской сторон, будет способствовать тому, что Чабахар станет лучшим местом в Оманском и Персидском заливах для транзита и торговли между Индией, Афганистаном и другими странами региона, особенно для стран СНГ.
Следует отметить, что в текущем году порт Чабахар неоднократно становился предметом внимания руководства Ирана, Индии и Афганистана, а также профильных министерств и ведомств сторон.
В феврале 2018 года в ходе визита президента Ирана Хасана Роухани в Нью-Дели было подписано вышеуказанное соглашение об аренде порта Шахид Бехешти в рамках первой фазы развития Чабахара между Организацией портов и морского судоходства Ирана и Indian Ports Global Ltd.
В июле в порт Чабахар прибыл первый индийский транзитный груз бобов. Транспортировка осуществлялась после успешной доставки шести партий пшеницы (в общей сложности 130 000 тонн) из индийского порта Кандла в течение 2017-2018 гг.
6 сентября в ходе встречи министра дорог и городского развития Ирана Аббаса Ахунди со своим индийским коллегой Нитином Гадкари в Нью-Дели стороны объявили, что Иран передаст в аренду стратегический порт Чабахар индийской компании для работы в соответствии с временным пактом до конца года.
23 октября в Тегеране Ираном, Индией и Афганистаном подписано соглашение о транзите товаров через порт Чабахар. Церемония подписания состоялась в ходе первого заседания Координационного совета соглашения о создании международного транспортного и транзитного коридора между Ираном, Индией и Афганистаном (Чабахарского договора, подписан в сентябре 2015 года). В рамках мероприятия сторонами были проведены детальные обсуждения по вопросу полной реализации трехстороннего соглашения о международном транзите и транспортировке через порт Чабахар.
Также было решено создать Комитет по реализации соглашения, первое заседание которого и прошло в Иране в конце декабря. В официальном сообщении МИД Индии по результатам данного мероприятия сообщается, что на первом заседании Комитета стороны провели работу над протоколом по гармонизации транзитных, автодорожных, таможенных и консульских вопросов, который призван сделать маршрут более привлекательным, уменьшить логистические расходы и проложить путь для беспрепятственного осуществления трехстороннего Чабахарского соглашения. Помимо этого сторонами было решено разрешить перевозку грузов в Чабахаре с использованием положений Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП). А 26 февраля 2019 года участники транспортного коридора договорились провести совместные мероприятия по популяризации потенциала Чабахара.
Напомним, что в соответствии с меморандумом о взаимопонимании, подписанным между Индией и Ираном в мае 2016 года, Индия будет оснащать и эксплуатировать два терминала в фазе I порта Чабахар с капиталовложениями в размере 85,21 млн. долларов США и ежегодными расходами на доходы в размере 22,95 млн. долларов США по 10-летней аренде.
Проект по развитию первой фазы развития Чабахара — порта Шахид Бехешти стартовал в 2007 году с суммой инвестиций в размере 1 миллиарда долларов и был завершён в декабре 2017 года. Годовой грузооборот порта, согласно отчетам, достигает 8,5 млн. тонн.
Чабахар является начальным пунктом стратегического маршрута, призванного соединить Иран, Индию и Афганистан в обход Пакистана и его порта Гвадар, расположенного в 80 км от Чабахара.
В целом, создание транспортного коридора, связывающего Индию и Афганистан через территорию Ирана, находится на повестке дня трехстороннего межгосударственного сотрудничества около пяти лет. Договор о совместном развитии порта Чабахар был подписан между Ираном и Индией во время визита Нитина Гадкари в Тегеран в мае 2015 года. Известно, что Индия планирует инвестировать средства в строительство двух доков (контейнерный и смешанный) в порту Чабахар, который позволит обрабатывать 9 млн. тонн грузов в год.
В ноябре этого года было объявлено, что США вывели порт Чабахар из-под действия нового пакета антииранских санкций, что обусловлено стратегией президента США в Южной Азии, нацеленной на поддержку роста экономики Афганистана и развитие его партнёрства с Индией. Поэтому, несмотря на имеющиеся планы по максимальному давлению на Иран, США планируют поддерживать развитие иранского порта Чабахар и строительство связанной с ним железной дороги, по которой могут доставляться в Афганистан несанкционные товары и иранские нефтепродукты.
Примечательно, что участники Чабахарского соглашения неоднократно заявляли о своих планах по использованию порта в грузоперевозках по МТК «Север-Юг». В перспективе порт Чабахар также может быть соединён с транспортной системой Каспия посредством строящейся железной дороги Чабахар – Захедан и восточной железнодорожной ветки коридора «Север-Юг» — «Казахстан – Туркменистан – Иран», которая уже достаточно активно функционирует.
На фото порт Чабахар. Источник: IRNA
Добавить комментарий