Несмотря на всеобщую опасность распространения коронавируса, остановить полностью внутри- и внешнеторговые отношения сегодня не решилась ни одна страна, в том числе и Казахстан, а отрасль грузоперевозок и транспортной логистики осталась, по сути, основной артерией, которая позволят сохранять налаженные до пандемии экономические связи. Транспортные артерии Мангистауской области продолжают осуществлять грузоперевозки сквозь карантин, например, по железной дороге Казахстан – Туркменистан – Иран.
С начала распространения коронавируса Казахстан постарался уменьшить транспортное передвижение через свои границы. При этом ограничения в меньшей степени коснулись деятельности транспортно-логистической отрасли, которая обеспечивает транзит грузов и поставку товаров первой необходимости.
Пандемия коронавируса нарушила привычные связи между производителями и потребителями во всем мире и внесла серьезные изменения в бизнес транспортных и логистических компаний. Вместе с тем есть и те, кому пандемия принесла новые перспективы: логисты отмечают, что мировым трендом является смещение грузопотоков на железнодорожный транспорт.
К примеру, чтобы привлечь грузопотоки по железнодорожной магистрали Казахстан – Туркменистан – Иран, ежегодно проводится работа по предоставлению благоприятных тарифных условий на перевозки грузов через пограничную станцию «Болашак», находящуюся недалеко от города Жанаозен Мангистауской области. И, несмотря на небольшое снижение грузопотока, динамика развития международного приграничного сообщения налицо.
Объем грузовых перевозок по железной дороге Серхетяка (Туркменистан) – станция Болашак по итогам 1 квартала 2020 года составил 272 тыс. 960 тонн различных грузов, что меньше аналогичного периода прошлого года на 31 тыс. 451 тонну. За данный период из Туркменистана прибыло 105 поездов (или 4725 вагонов), перевозивших 27 тыс. 385 тонн грузов, а из Казахстана отправлено – 97 поездов (или 4392 вагона) с объемом грузов 255 тыс. 574 тонн.
По данным железнодорожников, сегодня через приграничную с Туркменистаном станцию Болашак отправляется продукция казахстанских сельхозтоваропроизводителей – пшеница, мука, продукты перемола, ячмень, овес, чечевица. В данный момент грузы перевозят в направлении Туркмении и Афганистана.
Также через приграничную станцию Болашак осуществляются рейсы транзитных контейнерных поездов по маршруту Алтынколь – Болашак – Серхетяка – Акяйла. По этому маршруту перевозятся автозапчасти, электронное оборудование, товары хозяйственного потребления.
В 2019 году общий объем грузоперевозок на данном маршруте составил 1 млн. 245 тыс. 767 тонн грузов. Из них из Туркмении отправлено 119 тыс. 667 тонн, а из Казахстана объем грузоперевозок составил 1 млн. 126 тыс. 100 тонн.
Как отмечают эксперты, сегодня международная стальная магистраль после начала эксплуатации используется лишь на одну десятую от пропускной способности. Полная загрузка железной дороги, соединяющей Казахстан — Туркменистан — Иран, состоится в 2021 году. Причем перевозиться будут не транзитные грузы, как предполагалось изначально, а экспортные товары из Казахстана в Туркменистан и Иран.
Более того, для привлечения грузов заинтересованными ведомствами проводятся встречи с грузоотправителями, грузополучателями, транспортно-экспедиторскими компаниями Казахстана и представителями стран-партнеров. Также на постоянной основе проводятся переговоры с железнодорожными администрациями Ирана, Туркменистана, Китая по организации перевозок битума, серы, а также грузов в контейнерах. Таким образом, рентабельность стальной магистрали следует рассматривать в контексте долгосрочных мер по повышению транзитного потенциала Казахстана.
Наталья БУТЫРИНА,
Актау
Добавить комментарий