29 июня в Ашхабаде состоится очередной Шестой саммит глав прикаспийских стран. В преддверии официальных переговоров первых лиц государств Каспия традиционно состоится встреча глав МИД прикаспийских стран.
«На совете министров иностранных дел в Ашхабаде планируется провести обзор сотрудничества на Каспии и обсудить модальности дальнейшего взаимодействия в рамках подготовки предстоящей встречи президентов каспийской «пятерки»,» — сообщила ранее официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.
Об ожиданиях российского руководства от саммита глав каспийских государств заявил вчера помощник президента РФ Юрий Ушаков.
Представитель Кремля обратил внимание, что благодаря коллективным усилиям всех прибрежных государств Каспийский регион «в целом характеризуется стабильным, бесконфликтным развитием». По его словам Москва рассчитывает, что на Каспийском саммите 29 июня будет подтвержден стратегический характер многостороннего сотрудничества в регионе.
«Мы ожидаем, что переговоры в Ашхабаде приведут к тому, что будет подтвержден стратегический характер многостороннего сотрудничества на Каспии, а главное, будет подтверждена приверженность принципам взаимодействия, которые были зафиксированы в Конвенции о правовом статусе Каспийского моря», — сказал он.
Представитель Кремля также указал, что Россия придает первостепенное значение этой конвенции, она является определяющим, важнейшим международным документом по Каспию. «Там закреплены суверенные права прибрежных стран на этот водоем и его ресурсы, исключительная компетенция прибрежных стран на решение всех вопросов, которые касаются жизнедеятельности в Каспийском море, а главное — фиксируется неприсутствие на Каспии внерегиональных вооруженных сил», — напомнил Ушаков.
По его словам, Москва считает важным скорейшее вступление конвенции в силу. Сейчас она ратифицирована всеми странами, кроме Ирана. «Мы на этот счет ведем с иранскими коллегами интенсивную работу. Практически во всех контактах на высоком уровне этот вопрос затрагивается», — пояснил помощник президента.
Россия также ожидает, что по итогам обсуждения будет принято коммюнике шестого Каспийского саммита, в котором будут изложены согласованные позиции «пятерки» по дальнейшему развитию сотрудничества. Сейчас проект документа дорабатывается.
Ведущие российские эксперты по Каспию сходятся во мнении, что существенное влияние на проведение Саммита окажет складывающаяся в мире геополитическая ситуация.
Российский эксперт, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Сектора Центральной Азии Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Станислав Притчин (https://t.me/caspiankhodja) считает, что Ключевая задача Шестого Каспийского саммита, почему он и был спешно созван, заключается в потребности региональных игроков несколько перезагрузить региональную повестку сотрудничества в условиях серьезной геополитической турбулентности.
По его мнению, прикаспийские страны заинтересованы проработать форматы взаимодействия, позволяющие диверсифицировать те риски, которые возникают при взаимодействии с западными странами, и не дают использовать потенциал сотрудничества. Закономерным продолжение дискуссии станет анонсированный в октябре Каспийский экономический саммит в России.
Научный сотрудник Института экономики РАН Александр Караваев (https://t.me/KavkazKaspi) обращает внимание, что к Ашхабадскому саммиту Москва «подтягивала» необходимые документы по расширению транзита вдоль МТК «Север-Юг». Подписан меморандум по железной дороге с Туркменией, с Азербайджаном — межправительственное соглашение по эксплуатации нового моста через Самур, и меморандум по автомобильным перевозкам. Для РФ важно — снизить транзитный тариф для автотранспорта, для Азербайджана — условия для допуска национального перевозчика на территорию РФ, считает Караваев.
По мнению эксперта, есть целый блок нереализованных до событий 2022 года проектов, которые нужно срочно активировать: общий фонд инвестиций в инфраструктуру и возможно консорциум страховых и банков для финансирования экспортно-импортных операций.
«Ясно, почему у Москвы проснулся реальный интерес к региону. Можно ожидать приход больших денег, учитывая, что Каспийский сегмент МТК «Север-Юг» — это выходы на перспективные рынки и промышленную базу, это антисанкционный шлюз для комплектующих, и коридор для прямого выхода на «новый Лондон», город Дубай», — резюмирует А. Караваев.
Редакция портала «Каспийский вестник», со своей стороны, полагает необходимым отметить, что проведению Шестого каспийского саммита предшествовала сложная и кропотливая работа прикаспийских государств, которая традиционно проходит вне публичного поля.
Прежде всего, проводилась выработка соглашения по исходным линиям на Каспии, имеющим ключевое значение не только для определения прохождения линий государственных границ на Каспии, но и для ратификации Конвенции о правовом статусе Каспийского моря Ираном. Официальные должностные лица Исламской Республики ранее неоднократно сообщали, что не уступят принадлежащие Тегерану по праву участки акватории и дна Каспия и намерены решить данный вопрос именно путём включения в соглашение по исходным линиям отвечающих их интересам формулировок. На взгляд редакции именно в этом вопросе состоит одна из главных «интриг» саммита.
Также известно, что прикаспийские государства работали над протоколом о сотрудничестве прикаспийских государств в сфере борьбе с незаконной добычей водных биологических ресурсов на Каспийском море, а также над соглашением о научном сотрудничестве на Каспии. По всей видимости, эти документы уже готовы к подписанию в Ашхабаде.
Однако по итогам Пятого Каспийского саммита главами государств были отданы поручения проработать более широкий круг документов. Так, для организации регулярного пятистороннего взаимодействия морских администраций прибрежных государств планировалось подготовить пятистороннее соглашение о сотрудничестве в сфере морского транспорта на Каспии. В целях обеспечения интересов прибрежных государств в сфере безопасности в 2018 году президенты подтвердили необходимость разработки и принятия согласованных мер доверия на Каспии в области военной деятельности на море. В целях реализации Соглашения о сотрудничестве в сфере безопасности на Каспийском море от 18 ноября 2010 года президенты в ходе предыдущего саммита отмечали необходимость завершить согласование протокола о сотрудничестве в области борьбы с незаконным промыслом биологических ресурсов, а также протокола о сотрудничестве в области обеспечения безопасности мореплавания. Также было дано поручение доработать протокол о борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
Таким образом следует ожидать, что по итогам завтрашнего саммита страны могут подписать большое количество соглашений о сотрудничестве. Однако какие из них в итоге будут подписаны, сказать сложно. Этот вопрос как раз и станет индикатором реального сотрудничества прикаспийских государств, их готовности находить компромиссы с соседями по ключевым вопросам повестки дня.
Вместе с тем, можно быть уверенными, что страны региона сохранят позитивный вектор развития прикаспийского сотрудничества. Наиболее сложные страницы истории взаимоотношений соседей по Каспию, которые традиционно были связаны с разработкой спорных нефтегазовых месторождений, уже перевёрнуты. Сегодня все страны региона заинтересованы в использовании потенциала Каспийского моря как важного транзитного пункта мировой торговли между Западом и Востоком, Севером и Югом, в совместном и взаимовыгодном использовании природных ресурсов региона, а также в сохранении безопасной и стабильной обстановки в регионе
В преддверии завтрашнего мероприятия редакция портала «Каспийский вестник» предлагает ознакомиться с главными итогами предыдущего Каспийского саммита в казахстанском городе Актау.
Также напомним историю проведения первых четырёх Каспийских саммитов.
Первый пятисторонний саммит состоялся в апреле 2002 г. в Ашхабаде. Он стал важным шагом для дальнейшего сотрудничества прикаспийских стран. Главной целью его было договориться о международном правовом статусе Каспийского моря. Тогда состоялся обмен мнениями по различным вопросам: рационализация межгосударственных транспортных связей, развитие регионального экономического сотрудничества, транспортировка и торговля природным газом, экологическая ситуация, совершенствование внешнеполитического взаимопонимания. Перед встречей Россия, Азербайджан и Казахстан заметно сблизили свои позиции по вопросу деления Каспия. Президент РФ предложил создать межправительственный центр мониторинга окружающей среды. Совместной декларации на встрече подписано не было. Несмотря на то что переговоры прошли в духе дружбы, взаимопонимания по всему спектру вопросов не удалось достичь. Но были обозначены конкретные направления работы по существующим проблемам.
Второй саммит состоялся в октябре 2007 г. в Тегеране, Иран. Он стал фактически коллективной заявкой на право решать региональные вопросы в региональном формате.
Третий саммит состоялся в ноябре 2010 г. в Баку, Азербайджан. В принятом заявлении отмечалась необходимость укрепления регионального и международного сотрудничества, особенно в энергетической и транспортной сферах. Участники саммита подтвердили твердое намерение завершить работу над Конвенцией о правовом статусе Каспийского моря, которая является базовым документом, регулирующим деятельность прикаспийских стран на Каспии. «Каспийская пятерка» пришла к выводу о необходимости ускорения процесса переговоров по правовому статусу Каспия и подготовки к подписанию конвенции к четвертому саммиту.
Четвёртый саммит состоялся в России, в Астрахани. Несмотря на то, что странам тогда не удалось подписать Конвенцию о статусе Каспия, по итогам встречи был достигнут ряд важных договоренностей. Было подписано совместное заявление глав государств, которое по сути стало каркасом принятой в 2018 году «Конституции Каспия». Также было подписано три совместных соглашения о сотрудничестве — в сфере гидрометеорологии Каспийского моря, в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сохранении и рациональном использовании водных биологических ресурсов Каспийского моря.
Влад Кондратьев
Добавить комментарий