29 июля в ходе выступления министра иностранных дел страны Мохаммада Джавада Зарифа перед парламентариями стало известно, что Тегеран предпринимает первые шаги в рамках процедуры ратификации Конвенции о правовом статусе Каспийского моря и вскоре представит пятистороннее соглашение в парламент для вынесения окончательного вердикта по ней.
Между тем напомним, что определённые общественно-политические и научные круги в Иране довольно неоднозначно воспринимают подписанную в прошлом году Конвенцию и выступают против ратификации соглашения, так как она якобы существенно ограничивает суверенитет страны на Каспийском море (подробнее о ситуации читайте здесь и здесь).
4 августа в ходе пресс-конференции ситуацию вокруг ратификации «Конституции Каспия» прокомментировал представитель МИД Исламской Республики Иран Аббас Мусави. Он, в частности, назвал неправильными циркулирующие в иранском обществе предположения о правовом статусе Каспийского моря.
В ответ на вопрос журналиста ИРНА об обеспокоенности установлением границ территориальных вод этого моря пресс-секретарь МИД ИРИ заявил, что никакого юридического спора в этом отношении пока нет.
«Переговоры по правовому статусу Каспийского моря ограничены общим сотрудничеством прикаспийских стран, и никакого юридического спора о разграничении дна и недр Каспийского моря на секторы пока нет», — заявил Мусави.
Указав на особые характеристики Каспийского моря, представитель МИД Ирана также отметил, что все пять прикаспийских стран пытались найти решение, которое требует очень тщательной технической и юридической работы. Он подчеркнул, что предположения в отношении правового статуса Каспийского моря являются необоснованными.
«Сначала необходимо завершить переговоры об установлении границ территориальных вод, а потом, согласно этому, нужно подготовить пятистороннее соглашение. В конце процесса парламент должен ратифицировать этот документ. Но пока ни один из этих шагов ещё не завершён», — заключил представитель иранского дипломатического ведомства.
С учётом заявления Аббаса Мусави следует сделать вывод, что иранская сторона увязывает вопросы окончательного разграничения пространства на Каспийском море с завершением переговоров о выработке Соглашения о методике установления прямых исходных линий на Каспийском море.
Здесь следует сделать ряд важных пояснений.
Во-первых, разработка соглашения по прямым исходным линиям предусмотрена Конвенцией о правовом статусе Каспийского моря. В соответствии со статьёй 6 соглашения суверенитет каждой Стороны распространяется за пределы ее сухопутной территории и внутренних вод на примыкающий морской пояс, называемый территориальными водами, равно как на его дно и недра, а также на воздушное пространство над ним. В статье 7, в свою очередь, отмечается, что каждая Сторона устанавливает территориальные воды, не превышающие по ширине 15 морских миль, отмеряемых от исходных линий, определенных в соответствии с настоящей Конвенцией.
Таким образом, исходные линии определяют тот рубеж, от которого будет отмеряться зона суверенитета каждого прикаспийского государства на Каспийском море.
Во-вторых, в соответствии со статьёй 1 Конвенции исходная линия, состоит из нормальных и прямых исходных линий. «Нормальная исходная линия» — это линия среднемноголетнего уровня Каспийского моря на отметке минус 28,0 метров относительно нуля Кронштадтского футштока Балтийской системы высот 1977 года. А «прямые исходные линии» — это прямые линии, соединяющие соответствующие точки берегов и образующие исходную линию в местах, где береговая линия извилиста или где имеется вдоль берега и в непосредственной близости к нему цепь островов.
Разрабатывающимся сегодня соглашением, которое упомянул Аббас Мусави, должна определяться именно методика установления прямых исходных линий. При этом в Конвенции о правовом статусе указано, что если прибрежное государство имеет конфигурацию побережья, ставящую его в заведомо невыгодное положение в части установления внутренних вод, то данное обстоятельство будет учтено в работе над указанной методикой в целях достижения согласия всех пяти Сторон. Если вспомнить конфигурацию южного иранского побережья Каспийского моря, то нетрудно догадаться, в чьих интересах было внесение подобного дополнения в текст Конвенции.
С учётом этого следует сделать вывод, что ввиду особой значимости «каспийского вопроса» для иранской общественности Тегеран в ходе дальнейших переговоров о международно-правовом разграничении Каспийского моря будет стараться максимально отдалить свои исходные линии от побережья, пытаясь добиться той пресловутой 20-процентной доли водоёма, о которой иранская сторона говорит в течение многих лет.
Но как такая позиция будет восприниматься соседними Азербайджаном и Туркменией, власти которых вряд ли поступятся своими интересами в этом вопросе? Не исключено, что именно из-за этих противоречий в июле в Иране не состоялось очередное третье заседание Рабочей группы высокого уровня по вопросам Каспийского моря, по крайней мере, в СМИ о нём не сообщалось.
Напомним, что такой формат прикаспийского сотрудничества, как Рабочая группа высокого уровня по вопросам Каспийского моря (РГВУ), создан на основании решения глав государств по результатам Пятого каспийского саммита в казахстанском городе Актау 12 августа 2018 года. Механизм пятисторонних регулярных консультаций под эгидой министерств иностранных дел призван способствовать эффективному выполнению Конвенции о правовом статусе Каспийского моря и реализации различных аспектов сотрудничества сторон на Каспии.
В первоочередном порядке страны региона в рамках работы РГВУ занимаются согласованием проекта соглашения, касающегося методики установления прямых исходных линий. Однако если у сторон возникнут непреодолимые разногласия на этом пути, то процесс окончательного международно-правового разграничения Каспийского моря может затянуться на срок не меньший, чем потребовался для согласования текста Конвенции о правовом статусе Каспийского моря. А это ни много ни мало более 20 лет.
Автор: Влад Кондратьев
Добавить комментарий