В режиме видео-конференцсвязи состоялось пятое заседание российско-иранской рабочей группы по межрегиональному сотрудничеству. Российскую часть возглавил заместитель министра экономического развития России Дмитрий Вольвач, иранскую – заместитель министра внутренних дел по экономическим вопросам Ирана Мохсен Кушештабар.
Как сообщает Минэкономразвития РФ, с российской стороны в заседании приняли участие представители 18 российских регионов, с иранской – представители 8 провинций. С приветственным словом к делегациям обратились посол России в Иране Алексей Дедов и посол Ирана в России Казем Джалали.
По словам замминистра экономического развития России, в 2022 году торгово-экономические связи с Ираном поддержали 78 российских субъектов. В числе основных торговых партнёров – Москва, Санкт-Петербург, Ростовская, Астраханская, Саратовская, Белгородская и Московская область, Краснодарский край, Татарстан и Башкортостан.
«Показатели двусторонней торговли между Россией и Ираном демонстрируют устойчивый рост. У наших стран огромный потенциал развития торгово-экономических связей, – подчеркнул Дмитрий Вольвач. – По итогам прошлого года объем взаимной торговли увеличился на 20% по сравнению с 2021 годом. В планах на ближайшую перспективу – максимальное увеличение объёмов взаимной торговли».
Участники заседания акцентировали внимание на сотрудничестве в сфере транспорта и логистики в части эффективного использования международного транспортного коридора «Север-Юг». По разным оценкам к 2035 году поток российских грузов на территории Ирана может составить от 15 до 60 млн тонн. Уже сейчас российские порты Каспийского моря готовы принять до 12 млн тонн груза с дальнейшей транспортировкой по сети железных дорог к портам Балтийского моря.
Представители российской делегации презентовали иранским партнерам возможности торгово-логистического маршрута «Средняя Волга – Энзели – Казвин», организатором которого является АНО «Региональный центр поддержки и сопровождения предпринимательства Ульяновской области». Данный маршрут позволит снизить стоимость логистики на 35% за счет обратной загрузки и реализует экспортный потенциал портов Ульяновской области на 540 тыс. тонн зерновых, 50 тыс. тонн растительных масел и 50 тыс. м3 продукции деревопереработки.
В ходе встречи обсуждались перспективы сотрудничества Москвы, Санкт-Петербурга, Татарстана, Липецкой и Челябинской областей с иранскими провинциями в сфере поставок на иранский рынок химической продукции, медицинского оборудования, оборудования для нефтегазовой промышленности, а также процесс локализации производственных цехов иранских компаний на территории региональных особых экономических зон.
Стороны также обсудили перспективы взаимодействия российских и иранских особых экономических зон, сотрудничество в сфере малого и среднего предпринимательства и вопросы увеличения турпотока. «По итогам прошлого года общий турпоток России и Ирана составил 42,4 тыс. человек, что более чем в 2 раза превышает показатели 2021 года», – привел данные Дмитрий Вольвач.
Представители обеих стран выразили заинтересованность в наращивании темпов работы по формированию нормативной базы межрегионального сотрудничества, а также в продолжении реализации проекта по открытию торговых домов иранских провинций в российских регионах и российских торговых домов в Иране.
В числе наиболее перспективных провинций для сотрудничества с Россией иранские партнеры назвали Исфаган и Хузестан, обсудили возможности будущего партнерства российских регионов и иранских провинций в рамках работы ирано-российской торговой палаты.
В завершении встречи стороны утвердили новый формат деятельности рабочей группы, который позволит регионам России и Ирана находить новые направления взаимного интереса, а также осуществлять мониторинг хода реализации совместных проектов. На регулярной основе будут проводиться экспертные совещания, а встречи сопредседателей – на полугодовой основе.
Следующее заседание рабочей группы предположительно состоится в 2024 году, в очном формате.
Отметим, что Астраханскую область на заседании представили заместитель председателя Правительства Астраханской области Денис Афанасьев и министр внешних связей Астраханской области Владимир Головков. Также в мероприятии принял участие Генеральный директор АО «ОЭЗ «Лотос» Сергей Милушкин.
В своём выступлении Сергей Милушкин отметил тесное взаимодействие особой экономической зоны «Лотос» и портовой особой экономической зоны Астраханской области с иранскими экономическими зонами. Он пригласил иранские компании размещать свои производства в астраханских ОЭЗ, приведя в качестве примера успешного сотрудничества крупный иранский холдинг Golrang, который возводит в регионе предприятие по выпуску бытовой химии.
Сергей Милушкин также затронул тему развития перевозок по МТК «Север – Юг», назвав данный маршрут наиболее оптимальным, поскольку он позволяет наладить регулярное прямое сообщение по Каспийскому морю между Россией и Ираном.
«В рамках строительства первой очереди портовой ОЭЗ мы подготовили участок для того, чтобы резиденты могли приступить к своим работам. Сейчас завершается экспертиза проекта на создание инфраструктуры – сетей водоснабжения, электроснабжения, крановых путей. Мы планируем, что к середине 2024 года первые причалы портовой ОЭЗ будут полноценно работать и принимать контейнеры, зерно и масло. Весной этого года якорный резидент начнет перевалку зерна по временной схеме через действующие причалы порта Оля, а в следующем году введём в эксплуатацию контейнерный терминал. Таким образом, на Каспии заработает контейнерная линия», – сообщил генеральный директор АО «ОЭЗ Лотос».
Также сообщается, что участники заседания отметили в своих выступлениях потенциал для развития партнерства России и Ирана в экономике и гуманитарной сфере. Так, вице-президент Российского союза туриндустрии Александр Осауленко посвятил свой доклад теме сотрудничества двух стран в сфере туризма.
«Россия и Иран уже не раз обсуждали тему развития круизного туризма на Каспии. Заинтересованность в этом выражают также Азербайджан, Казахстан и Туркменистан, – отметил он. – Все понимают, что для этого нужна портовая инфраструктура и суда. Сегодня все ждут запуска и начала эксплуатации построенного в Астрахани по новому проекту «река-море» первого круизного судна «Пётр Великий».
Подготовил Влад Кондратьев
Добавить комментарий