8 июня в столице Казахстана состоялась встреча Специального представителя ЕС по Центральной Азии Питера Буриана с представителями ведущих казахстанских средств массовой информации.
Как передает корреспондент МИА «Казинформ», высокопоставленный европейский дипломат находился в стране с трехдневным визитом. Его рабочая программа включала встречи с министром иностранных дел Мухтаром Тлеуберди, спецпредставителем Президента РК по международному сотрудничеству Ержаном Казыхановым, депутатами Парламента и представителями бизнеса.
На конференции много было сказано о перспективах расширения торгово-экономических отношений. Между тем, европейский дипломат предупредил о постепенном сокращении импорта казахстанского ископаемого топлива в страны Европейского союза.
«Мы не скрываем, что постепенно наш импорт ископаемого топлива из-за нашего перехода к «зеленой экономике» будет снижаться. Тем не менее мы видим новые возможности для развития возобновляемых источников энергии», — заявил он.
В продолжение темы расширения торгово-экономических отношений был задан вопрос строительства соответствующей инфраструктуры для доставки грузов в Европу, включая развитие морского порта Актау. Питер Буриан в данном контексте напомнил о проекте ОБСЕ «Зеленые порты», который реализуется на Каспии с лета 2019 года.
«Мы поддерживаем инициативу ОБСЕ по развитию «зеленых портов». Порты Каспийского моря могут стать пилотными проектами Стратегии Европейского союза по соединению Европы и Азии. Хорошая основа была заложена проектом ТРАСЕКА, который был начат в 1990-х годах», — сказал он.
Отметим, что проект «Содействие развитию зеленых портов в регионе Каспийского моря» стартовал в 2019 году в виде серий мероприятий, связанных единой тематикой в Туркменистане, Азербайджане, Казахстане. Он рассчитан на три года при общей стоимости в 2,5 млн евро. Проект осуществляется в партнерстве с Европейским банком реконструкции и развития, ЕЭК ООН и ведущими экспертами частного сектора, а финансируется такими европейскими странами, как Германия, Италия и Исландия.
Сообщалось, что проект предусматривает подготовку «дорожной карты» процессов автоматизации и оцифровки морских портов в Баку (Азербайджан), Актау и Туркменбаши (Туркменистан), подготовку технико-коммерческого обоснования возможностей по использованию возобновляемых источников энергии, организацию региональных семинаров по изучению передового опыта зелёных портов мира.
Подробнее в публикациях портала «Каспийский вестник»:
Напомним, что ранее спецпредставитель ЕС по Центральной Азии Питер Буриан выразил мнение, что Каспийскому морю грозит экологическая катастрофа, подобная той, что случилась с Аральским морем, заявил.
«Никто сейчас пока об этом не говорит, но уже ученые предсказывают, что если серьезно этим вопросом не заниматься, похожая катастрофа может произойти в Каспийском море», — отметил он.
Спецпредставитель Евросоюза также обратил внимание, что в последние годы отмечается низкий приток воды из реки Урал в Каспийское море. При этом высока вероятность, что этот процесс настолько может ускориться, что действительно это может привести к другой экологической катастрофе, считает Буриан.
Подготовил В. Антонов
Добавить комментарий