Тегеран, Нью-Дели и Кабул постепенно активизируют работу порта Чабахар, являющегося ключевым пунктом транспортного коридора, связывающего Индию и Афганистан через территорию Ирана.
Напомним, что Соглашение о транзите товаров через порт Чабахар подписано 23 октября 2018 года в Тегеране в ходе первого заседания Координационного совета соглашения о создании международного транспортного и транзитного коридора между Ираном, Индией и Афганистаном (Чабахарского договора). Официальное открытие коридора состоялось 24 февраля 2019 года в Кабуле с участием президента Афганистана Ашрафа Гани, посла Ирана в Кабуле Мохаммадреза Бахрами и посла Индии в Афганистане Винаджа Кумара. Тогда Афганистан через порт Чабахар отправил в Индию 570 тонн экспортных грузов, в том числе 200 тонн зерна и 370 тонн талька.
В течение июля иранское агентство Mehr News опубликовало серию материалов, посвящённых перевозкам грузов и товаров через порт Чабахар.
Из публикации агентства стало известно, что 4 июля Афганистан отправил третью транзитную партию в Индию через Иран. По словам Генерального директора Организации портов и морской торговли провинции Систан-Белуджистан Бехруза Агаи, судно с грузом 70 обычных и рефрижераторных TEU (двадцатифутовый эквивалент (контейнер)), вышло из порта Шахид-Бехешти в Чабахаре и направилось в индийские порты Мундра и Нхава-Шева. По словам чиновника с 21 июня через порт в Чабахаре в общей сложности было направлено 116 TEU, гружённых транзитными товарами из Афганистана.
18 июля через порт Чабахар проследовала шестая по счёту партия индийской гуманитарной помощи Афганистану. По словам вышеупомянутого Бехруза Агаи, судно, перевозившее 355 TEU, загруженное 8875 тоннами пшеницы, прибыло в иранский порт 17 июля. В дальнейшем груз был перегружен на сухопутный транспорт и доставлен к месту назначения. Известно, что данная партия является частью гуманитарной помощи Индии Афганистану общим весом 75000 тонн. Всего с начала текущего иранского финансового года (20 марта) иранский порт перевалил более 38500 тонн индийской пшеницы, направлявшейся в Афганистан. Первая партия гуманитарной помощи, состоящая из 203 контейнеров общим весом 5000 тонн, прибыла в Чабахар в середине апреля и была доставлена в Афганистан в течение 12 дней.
19 июля стало известно, что через порт Шахид-Бехешти в Чабахаре была отправлена первая партия транзитных товаров из Афганистана в Китай. Бехруз Агаи по этому поводу рассказал журналистам, что первая транзитная партия сухофруктов из Афганистана была отправлена в китайский порт Тяньцзинь, при этом, груз был отправлен в индийский порт Мундра, а далее перегружен на другое судно для доставки в конечный пункт назначения. По словам чиновника, установив регулярные контейнерные перевозки, порт в Чабахаре внёс большой вклад в облегчение торговли между странами Центральной Азии и Афганистаном с одной стороны и странами Южной и Юго-Восточной Азии, Дальнего Востока, с другой.
Параллельно с обработкой грузов и открытием новых контейнерных линий иранские власти предпринимают меры по созданию благоприятных условиях для перевозок грузов. В частности, представители Организации портов и морской торговли приняли решение снизить стоимость обработки в порту транзитных контейнеров с пшеницей.
В целом же иранские власти рассчитывают на превращение порта в Чабахаре в третий по значимости транспортно-логистический центр страны, после портов Бендер-Аббас и им. Имама Хомейни.
Представитель Министерства промышленности, шахт и торговли Ирана Хоссейн Модаррес Хиабани в июле заявил, что порт Чабахар, благодаря развитой инфраструктуре, портовым мощностям и стратегическому расположению скоро станет третьим по значимости торговым центром Ирана. С этой целью власти ИРИ намерены улучшить технологические процессы в порту.
Кроме этого управляющий директор свободной зоны Чабахар Абдулрахим Курди ранее заявлял, что в будущем Суэцкий канал может быть частично заменен коридором через Чабахар. По его словам стратегический порт Чабахар на юго-востоке Ирана занимает особое место в стратегии страны «Взгляд на Восток» и может связать Индию и прибрежные государства Персидского залива с Центральной Азией, Кавказом и Афганистаном.
Напомним, что в целях создания условий для дальнейшего развития грузоперевозок через Чабахар иранские власти приступили к строительству железной дороги от порта в направлении населенного пункта Захедан — административного центра провинции Систан-Белуджистан.
Торжественная церемония по этому поводу состоялась 7 июля с участием министра транспорта и городского развития Ирана Мухаммеда Эслами и заместителя министра транспорта Хейроллы Хадеми. Сообщалось, что строительство планируется завершить к концу 1400 иранского календарного года (март 2022 года). Общая протяженность этой железной дороги составит 628 километров, 150 км из которых будет проложено к концу текущего 1399 иранского календарного года (март 2021 года).
Создание нового железнодорожного коридора на востоке страны по расчётам властей ИРИ позволит решить такие задачи как:
- соединение Чабахара, как единственного океанического порта страны с национальной железнодорожной сетью,
- развитие Макранского побережья через железнодорожные перевозки,
- соединение Центральной Азии и Афганистана с открытыми водами океана,
- создание подходящей платформы для развития и экономический рост,
- экономия потребления топлива и сокращение дорожно-транспортных происшествий,
- создание устойчивого развития и безопасности в регионе и установление постоянного сотрудничества со странами региона и другими странами, имеющими торговые и транзитные обмены и др.
Важно отметить, что участники Чабахарского коридора неоднократно заявляли о своих планах по использованию порта в грузоперевозках по транскаспийскому МТК «Север-Юг». В перспективе порт Чабахар может быть соединён с транспортной системой Каспия посредством строящихся железных дорог и получить выход на восточную железнодорожную ветку коридора «Север-Юг» — «Казахстан – Туркменистан – Иран», которая уже достаточно активно функционирует.
Подробнее в публикации портала «Каспийский вестник»:
Влад Кондратьев
Добавить комментарий