В Краеведческом музее г. Астрахани начал работу выставочный проект «Нить времён» Музея истории мировых культур и религий (г. Дербент). Выставка знакомит с традиционным костюмом народов Прикаспия, представленных жителями Южного Дагестана. Её дополняют фотовыставка, запечатлевшая образы горянок и горца на фоне горных пейзажей, а также предметы из коллекции Астраханского музея-заповедника.
Всего в филиале музея-заповедника представлены шесть женских и один мужской костюмы. Среди них костюмы лезгин, агульев, рутульцев, горских евреев, азербайджанцев, табасаранцев — прикаспийских народов, проживающих на юге Дагестана. Каждый костюмный комплекс — это результат научных поисков и исследований сотрудников Музея истории мировых культур и религий.
«Мы решили рассказать о моде, которая не так давно вышла из обихода, и – что интересно – сейчас она возвращается, национальная одежда очень популярна среди молодёжи, — отметил оператор, режиссёр-постановщик, член Союза кинематографистов России, автор фильма о выставочном проекте Эльдар Ферзиев. – Для выставки мы воссоздавали костюмы по старым эскизам, по описаниям. Сотрудники собирали исторический материал, а воплотить идею помогла модельер Вера Агошкина и её ученики. Пока создавали проект, нас не покидало ощущение, что мы все вытягиваем ниточку из прошлого, чтобы сохранить её и передать нашим потомкам».
Женские наряды подчинены единому канону. Они состоят из платья или туникообразной рубахи, кофты и широкой юбки, распашного халата или кардигана в пол, шаровар. Головной убор формируется из шапочки, платка или покрывала, обязателен пояс. В качестве обуви использовались чулки, носки, сафьяновые чувяки, калоши, башмаки на каблуках. Костюм дополняют украшения из монет. Отличаются женские костюмы того или иного народа выбором ткани, характерной цветовой гаммой и вариациями орнамента. Например, наряд азербайджанки непременно яркий, ткань украшена национальной вышивкой узора «бута». Мотив выполнен в виде капли и символизирует пламя.
Авторы проекта совершили несколько экспедиций по высокогорным аулам Дагестана. У большинства из участников экспедиций сбылась мечта – посетить самые отдалённые уголки республики, куда сложно добраться даже на внедорожниках. Причем, до самого ближнего аула приходилось ехать три-четыре часа по горному серпантину.
«Гостеприимство или, как у нас говорят, куначество, к сожалению, осталось только в горах Дагестана и в прекрасном городе Дербенте, — поделился своими наблюдениями и впечатлениями от поездки фотограф, создавший снимки для выставки, Андроник Мурадов. – Жители села, в которое мы приезжали, спорили между собой — к кому в гости мы пойдём, кто нас будет кормить. Хотя наша экспедиция пришлась на мусульманский пост и люди не могли разделить трапезу, для нас они с удовольствием накрывали стол».
Религиовед, доцент, к.и.н., председатель Ученого совета музея-заповедника Виктор Викторин — один из первых, кто оценил выставку: «Впечатления — замечательные. У любого, кто ознакомится с выставкой, останутся чувства культурного многообразия традиций Дагестана и взаимодействия между собой. О чем думал, пока знакомился с представленными материалами? Это о судьбе Прикаспийского региона и нашей с вами – хотите каспийцев, хотите прикаспиян, которых я насчитал 120 млн. человек. Два древних города – Астрахань и Дербент должны между собой дружить, общаться, бывать друг у друга в гостях. Была их делегация у нас на юбилее города. Мы ездили в Дербент поприветствовать большущий – две тысяч или пять тысяч лет (не будем спорить) — юбилей этого замечательного, красивого, необычного, старинного, пропитанного духом истории и интересного в современности города. Поэтому с удовольствием ознакомился с фотографиями, с фарфоровыми изделиями, с костюмами, а также с фильмом. Всё замечательно! И то, что это на базе и в главном выставочном зале музея-заповедника – очень правильно и обосновано историей и современностью».
Выставочный проект создан на средства гранта Президента Республики Дагестан. Выставка ждёт своих посетителей до 13 декабря.
Добавить комментарий