Анализ публикаций азербайджанских СМИ позволяет заключить, что в Баку уделяет повышенное внимание планам российской стороны по строительству нового морского порта в г.Лагань Республики Калмыкия. В качестве примера следует привести статью азербайджанского информационного агентства Report под говорящим названием «Будущее проекта-конкурента Бакинского порта на Каспии под вопросом».
В первой части статьи её авторы со ссылкой на зарубежные СМИ приводят краткую характеристику российского проекта. Отмечается, что идея создания порта в Калмыкии обсуждается с 2007 года, а в июле 2019 года было одобрено письмо о намерениях о строительстве нового морского порта в Лагани. Общая прогнозируемая пропускная мощность порта составит 12,5 млн тонн, что на 5 млн тонн больше, чем суммарная мощность трех других российских портов на Каспийском море — Астрахани, Махачкалы и Оля.
«Используя новый порт, Россия сможет нарастить товарооборот с Ираном, Индией и Китаем через Международный транспортный коридор Север-Юг. Поэтому некоторые иранские и китайские компании также заинтересованы в инвестировании в проект», — отмечается в статье. Среди других преимуществ порта справедливо отмечается, что порт Лагань будет незамерзающим и сможет круглогодично принимать грузы.
Вместе с тем азербайджанские авторы считают, что будущее порта Лагань всё ещё под вопросом, в первую очередь, потому что он потребует огромных финансовых затрат и займет много времени на строительство: «В настоящее время Россия и Иран, несмотря на их высокую заинтересованность в строительстве этого порта, не имеют достаточных денежных ресурсов для завершения проекта Лагань».
Ими также предлагается принять во внимание, что Китай, еще один потенциальный источник финансирования, в настоящее время считает удобным использовать существующую инфраструктуру в Азербайджане, а не инвестировать в перспективный порт Лагань и ждать его завершения. По всем этим причинам Бакинский порт, вероятно, останется самым выгодным портом на Каспийском море в обозримом будущем с точки зрения соединения всех региональных транспортных проектов, что создаст огромный потенциал для Азербайджана, чтобы укрепить свои позиции в качестве основного транспортного хаба региона, заключают авторы.
В качестве других преимуществ порта Баку над ещё недостроенным Лаганским портом азербайджанской стороной также отмечается его выгодное местоположение:
«Бакинский международный морской торговый порт расположен в поселке Алят, в 70 км к югу от города Баку, где пересекаются основные железнодорожные и автомобильные сети Азербайджана. Через этот порт грузы, идущие из Азии, могут переправляться на железную дорогу Баку-Тбилиси-Карс (БТК) и достигать Европы менее чем за неделю».
Кроме этого, авторы Report обращают внимание, что в Азербайджане, уже создана вся необходимая инфраструктура: железные дороги, автомагистрали и сам порт. Бакинский порт и магистраль Баку-Тбилиси-Карс вместе формируют кратчайший маршрут в восточно-западном направлении, который позволяет грузам, идущим из Китая, добраться до Европы в течение 12 дней.
Таким образом, факт публикации в азербайджанских СМИ материалов, посвящённых анализу перспектив влияния порта Лагань на развитие каспийских транспортных потоков, говорит о том, что в Баку воспринимают новый инфраструктурный проект России на побережье Калмыкии, как весьма вероятного конкурента.
Известно, что в планах властей кавказской республики превратить Бакинский международный морской торговый порт в крупнейший транспортный и логистический центр в Каспийском бассейне. С учётом обозначенных российской стороной намерений, новый порт Лагань сможет привлечь часть потока грузов из стран Центральной Азии, а возможно и Китая, на российское направление и тем самым внести некоторые коррективы в транспортную стратегию Азербайджана. Однако для начала властям Калмыкии нужно ещё запустить собственно сам процесс строительства порта.
Автор: Влад Кондратьев
Фото: Бакинский морской торговый порт. Источник: Report.az
Добавить комментарий