В Ташкенте прошел Первый транспортный форум Шанхайской организации сотрудничества
Каспийский транзит

В Ташкенте прошел Первый транспортный форум Шанхайской организации сотрудничества

Первый транспортный форум ШОС: 60 крупных компаний из 15 стран мира собрались в Ташкенте. В коридорах ШОС ищут новые пути.

В Ташкенте прошел первый транспортный форум стран ШОС. На его полях были подписаны меморандумы о создании двух новых международных транспортных коридоров: Беларусь — Россия — Казахстан — Узбекистан — Афганистан — Пакистан и Россия — Каспийское море — Туркменистан — Узбекистан — Кыргызстан.

В форуме приняли участие представители всех девяти государств-членов ШОС. В том числе, на пленарной сессии выступили Министр транспорта Узбекистана И.Махкамов, заместитель Генерального секретаря С.Хан, Заместитель Министра транспорта Казахстана Т.Ластаев, Заместитель Министра транспорта Китая Ли Ян, Федеральный министр железных дорог Пакистана Ш.А.Тарар, Статс-секретарь – заместитель Министра транспорта России Д.С.Зверев, Министр транспорта Таджикистана А.Иброхим и Член Коллегии ЕЭК А.Кожошев.

Выступая на открытии форума, министр транспорта Узбекистана Илхом Махкамов отметил, что проведение мероприятия в Ташкенте является важным событием, участники которого получат возможность обсудить основные проблемы и задачи, стоящие перед сферой транспорта сегодня, а также перспективные проекты, в том числе по созданию эффективных международных транспортных маршрутов, выработать стратегию и определить пути дальнейшего развития транспортно-коммуникационных связей стран ШОС.

«Благодаря поддержке со стороны государства и предоставляемым субъектам предпринимательства кредитам и льготам на приобретение новых транспортных средств, за последние 5 лет объем грузоперевозок автомобильным транспортом в Узбекистане увеличился в 4 раза», — сообщил министр Илхом Махкамов.

Отметив возможности стран-участниц в развитии транспортно-логистической сферы на пространстве ШОС, Махкамов также озвучил конкретные предложения в данном направлении.

В их числе:

  • организация альтернативных транспортных линий, гармонизация стандартов в области транспорта, применение гибкой тарифной политики; строительство крупных мультимодальных логистических центров вдоль транспортных артерий и приграничных территорий;
  • организация работы в пунктах пограничного контроля в формате 24/7 и упрощение процесса выдачи виз;
  • широкое внедрение цифровых технологий и интеллектуальных систем, а также обмен лучшими практиками в сфере логистики.

Участники встречи обсудили потенциал стран в развитии транспортно-логистической сферы на пространстве ШОС, цифровую трансформацию в транспортном пространстве и лучшие практики формирования устойчивых цепочек поставок грузов.

Его гости также говорили о перспективах развития транспортной отрасли и транзитных коридоров как важных составляющих стратегии развития отдельных и стран и целых регионов.

Напомним, что президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев еще в сентябре прошлого года на саммите ШОС в Самарканде предложил провести в стране первый транспортный форум стран организации. За прошедший год про сбои логистических цепочек поставок товаров в условиях геополитической нестабильности успели высказаться многие мировые и региональные лидеры. Чтобы обернуть эти слова в практические результаты, нужны новые форматы встреч специалистов и руководителей конкретной отрасли.

В рамках проходящего впервые транспортного форума ШОС, его участники обсудили:

  • потенциал стран в развитии транспортно-логистической сферы на пространстве ШОС;
  • цифровую трансформацию в транспортном пространстве;
  • лучшие практики формирования устойчивых цепочек поставок грузов; реализацию существующих проектов;
  • увеличение объема торговли и инвестиций; обеспечение устойчивого экономического роста в сфере транспорта и коммуникаций.

В состав казахстанской делегации вошли представители министерства транспорта, национальной компании «ҚТЖ», союза транспортников Казахстана «KAZLOGISTICS» и другие. Делегацию нашей страны возглавил вице-министр Талгат Ластаев.

Он рассказал о результатах, достигнутых Казахстаном для развития транспортно-транзитного потенциала в регионе. «Ежегодно через Казахстан из Центральной Азии в Европу, Китай и Россию транспортируется 30 миллионов тонн продукции. В будущем этот показатель планируют увеличивать, в том числе путем развития Транскаспийского коридора», – отметил Талгат Ластаев.

Вице-министр транспорта Казахстана Талгат Ластаев обозначил важное историческое, экономическое и культурное значение ШОС, выступая на панельной сессии «Потенциал стран в развитии транспортно-логистической сферы на пространстве ШОС». 

«Созданы все возможности для перевозки различных мультимодальных грузов между Китаем и Европой. У нас есть компании из Арабских Эмиратов, которые инвестируют в развитие портов Актау и Курык. Также мы работаем над привлечением инвестиций из Франции, Турции и ОАЭ для развития аэропорта Астаны», – сообщил Талгат Ластаев, вице-министр транспорта РК.

Он рассказал о перспективных шагах, закрепленных в концепции развития транспортно-логистического потенциала Казахстана до 2030 года. При этом особое внимание в докладе уделено Транскаспийскому международному транспортному маршруту.

«В то время как транспорт становится все более мультимодальным, и появляются новые возможности для улучшения существующих и развития новых евроазиатских транспортных сетей, мультимодальное транспортное сообщение Восток – Запад может сыграть важную роль в будущем. Наша страна является ключевым звеном, соединяющим Европу и Восточную Азию, а также важным регионом для инициатив Китая «Один пояс, один путь» и Европы Global Gateway», – отметил Талгат Ластаев.

На первом Транспортном форуме Шанхайской организации сотрудничества министр по энергетике и инфраструктуре Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Арзыбек Кожошев активно выступил и принял участие в главной панельной сессии форума.

В своем выступлении министр Кожошев подчеркнул особенности транспортной политики, реализуемой в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС), выделив ключевые достижения и отметив возможности для развития сотрудничества между ЕАЭС и ШОС. Он особо подчеркнул потенциал для создания «бесшовного транспортного пространства» в рамках Большой Евразии на основе открытости, справедливости с уважением к принципам суверенитета и национальных интересов стран-участниц.

Арзыбек Кожошев выразил мнение, что сотрудничество ШОС и ЕАЭС может значительно увеличить эффективность работы транспортных комплексов стран, входящих в эти интеграционные объединения. Он отметил, что партнерство способствует гармонизации правового регулирования, что, в свою очередь, приведет к формированию новых кооперационных связей, инфраструктурному развитию, а также созданию новых логистических маршрутов и цепей поставок товаров.

На полях форума состоялась рабочая встреча Кожошева с заместителем генерального секретаря ШОС Сохаилом Ханом, где были обсуждены будущие шаги развития сотрудничества в области транспорта. Министр ЕЭК подчеркнул значимость предстоящей совместной министерской встречи стран — участниц ШОС и ЕАЭС.

Также в рамках форума прошло участие министров транспорта государств — членов ШОС, руководителей исследовательских учреждений и международных организаций. Министр ЕЭК провел ряд двусторонних встреч, направленных на укрепление межгосударственного взаимодействия в транспортной сфере.

В ходе панельных сессий участники обсудили вопросы развития транспортной инфраструктуры в построении и использовании транзитных коридоров на пространстве ШОС. 

Помимо официальной программы в рамках форума прошел ряд двусторонних встреч и переговоров с участием руководства отраслевых министерств. 

На полях форума подписали ряд Международных документов.

Кроме того, в рамках форума, который продлился до 3 ноября, прошли такие ключевые мероприятия для транспортного сообщества, как 12-я встреча министров транспорта Организации экономического сотрудничества, авиационный форум Aviation&Logistics Forum 2023, выставка TransLogistica Uzbekistan 2023.

Напомним, в 2023-2024 гг. Казахстану переходит председательство в ШОС. Республика принимает активное участие развитии интеграции на постсоветском и евразийском пространстве.

Наталья БУТЫРИНА

5 ноября, 2023

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Наши партнеры
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели