Ведущие политологи Юга России обсудили транспортный коридор «Север-Юг»
Комментарии экспертов

Ведущие политологи Юга России обсудили транспортный коридор «Север-Юг»

В ходе четвертого заседания аналитического центра «Юг», состоявшегося 5 декабря в Пятигорске политические эксперты обсудили перспективы развития регионов Юга России в условиях новых экономических и политических вызовов, которые будут стоять перед ними в следующем году. «Клуб Регионов» и АЦ «Юг» опубликовали отчет с заседания и привели наиболее интересные фрагменты выступлений экспертов.

Следует отметить, что мероприятие объединило два десятка российских политологов и социологов, как федеральных, так и региональных. Модератором конференции выступил основатель и руководитель экспертной сети «Клуб Регионов», председатель экспертного совета АЦ «Юг», политолог Сергей Старовойтов.

В политическом блоке конференции эксперты обсудили региональное преломление главных федеральных трендов 2020г., особенности электорального цикла 2021г. на Юге России и роль губернаторов на предстоящих выборах в Государственную Думу РФ.

В рамках второго, экономического блока конференции участники рассмотрели увеличение финансирования госпрограммы развития СКФО на 2021г., запуск нового нацпроекта в сфере туризма, инициативу председателя Совета Федерации РФ Валентины Матвиенко по расширению географии курортного сбора и другие вопросы социально-экономического развития территорий. Ряд выступлений касался непосредственно ситуации в Каспийском регионе.

Так, политолог, координатор Клуба экспертов Нижнего Поволжья Андрей Серенко изложив свою точку зрения на историю и перспективы развития института федеральных округов, затронул вопрос о целесообразности создания Каспийского федерального округа.

«В момент создания федеральных округов они были нацелены на решение конкретной задачи – унифицировать федеральное законодательство, поставить под контроль региональные элиты. Потом они стали превращаться в административно-бюрократические синекуры, которые служили «монументом» для определенных кланов. Во время интеграции Крыма и Севастополя в Россию был создан Крымский федеральный округ. Это была попытка ревизии или перезагрузки института федеральных округов для возращения их к проектному формату, который позволил бы сделать их более динамичными с точки зрения решения задач социально-экономической и политической сферы. Например как институты, контролирующие расходование бюджетных средств, помогающие регионам в решении инвестиционных задач. И, на мой взгляд, важнейшая задача и перспектива развития института полпредств и федеральных округов – именно в качестве проектных конструкций, – считает Серенко.– И когда, к примеру, начнется реализация проекта международного транспортного коридора «Север – Юг», почему бы на время его реализации не появиться Каспийскому федеральному округу, который мог бы объединить Астраханскую область, Калмыкию, Дагестан, Волгоградскую область, то есть те регионы, которые включены непосредственно в решение этих задач. Полпредство могло бы сыграть уникальную роль, выступив в качестве инструмента мобилизации ресурсов для форсированного решения этой задачи».

Заместитель директора по научной работе и инновационной деятельности Института сервиса, туризма и дизайна СКФУ в г. Пятигорске Арушан Вартумян, в свою очередь, также обратил внимание на перспективы коридора «Север-Юг».

По его мнению, Россия заявила транспортный коридор «Север – Юг» как модель особой экономической зоны, однако учитывая конкурентные усилия Китая и других стран, эксперт выразил сомнение в необходимости вкладывания в проект значительных финансовых ресурсов.

«Один из активных участников этого коридора – Азербайджан – теряет часть своего суверенитета под Турцией. Суть коридора: в Индии грузятся контейнеры, заходят в порт Ирана, дальше они железнодорожным либо морским транспортом идут в Астрахань. Просчитав все варианты, мы должны признать, что сейчас Россия не в состоянии финансировать и с геополитической точки зрения продвигать этот проект. Один из основных участников проекта – Иран – находясь под санкциями, финансово не в состоянии выполнить свою часть работ. Во-вторых, после войны в Карабахе Турция вошла в южную геополитическую зону, изменился геополитический расклад: НАТО появился в Азербайджане», — отметил Вартумян. По мнению политолога, в подобных условиях мирное экономическое сотрудничество находится под большим вопросом.

Несмотря на пессимизм Арушана Вартумяна, эксперты сошлись во мнении, что если регионы будут строить свои проекты на основе межрегиональных связей, местные власти будут открыты к диалогу с населением, а кроме того, станут более четко формулировать цели по развитию территорий и запросы к федцентру, то у них есть все шансы пройти предстоящий год с наименьшими потерями.

9 декабря, 2020

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Наши партнеры
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели