Снижение грузооборота через порт Актау зафиксировано по итогам 2019 года
Каспийский транзит, Повестка дня

Снижение грузооборота через порт Актау зафиксировано по итогам 2019 года

По итогам работы за  2019 год АО «Актауский морской торговый порт» обработало 3 млн. 514 тыс. 261 тонну сухих и нефтеналивных грузов, что на 39 тыс. 277 тонн меньше аналогичного периода 2018 года, сообщили в порту Актау.

По итогам 2018 года портом отгружено 3 млн. 553 тыс. 539 тонн генеральных и нефтеналивных грузов.

«По итогам января-декабря 2019 года незначительно увеличилась отгрузка нефти и нефтепродуктов и составила 2 млн. 136 тыс. 198 тонн против 2 млн. 089 тыс. 419 тонн по сравнению с аналогичным периодом 2018 года», – отметили в порту.  

Общая перевалка металлопродукции по итогам января-декабря 2019 года уменьшилась в 2 раза и составила 46 тыс. 869 тонн против 187 тыс. 506 тонн в 2018 году, что на 140 тыс. 637 тонн меньше.

 «Снижение связано с тем, что на Иран наложены санкции и многие компании прекратили отгрузку туда своих товаров — это касается металла, который занимал тоже большой объем в перевалке порта», – пояснили в порту.

 «Уменьшены показатели отправки зерновых на 27 тыс. 883 тонны. По итогам 2019 года через порт было отгружено 794 тыс. 724 тонны зерна. В 2018 году через порт Актау было перевалено 822 тыс. 607 тонн зерна. Основная масса зерна отгружается из Актау в Азербайджан и Иран. Американские санкции затрудняют экспорт казахстанского зерна и масличной продукции в Иран», – подчеркнули в порту. 

Кроме того, как известно, в последние годы экспорт пшеницы и продукции из стали в Иран существенно упал еще и из-за введенных им значительных пошлин в рамках политики импортозамещения.

По данным порта, на 176 тыс. 457 тонн увеличен объем перевалки других видов грузов. По итогам 2019 года через порт отправлено 534 тыс. 088 тонн различных видов грузов против 357 тыс. 631 тонны за аналогичный период 2018 года.

Как отметили в порту Актау, 90% грузов – казахстанские. 70–80% в общей доле перевозок занимает экспорт – это приоритетные грузы, такие как зерно и нефть. Импорт идет через паромы, а их получает порт Курык. Через порт Актау идут стройматериалы из Ирана, в частности цемент – на рынки Казахстана, и продукты питания.

По данным портовиков, в последнее время активизировалось строительство в Узбекистане, а из Ирана идет цемент.

«В порту Актау для узбекских клиентов разработан маршрут. Идет активное привлечение грузов. В 2018 году порт начал работать с компанией, которая перевозит из России калийные удобрения – раньше эти грузы доставлялись по другому маршруту. Но в связи с санкциями в отношении Ирана они вынуждены были остановить грузоперевозки. Но теперь переключаются на другие грузы химической промышленности и желают возить их через порт Актау», – рассказали в порту.

Как известно, портовики наладили работу с потенциальными клиентами, к примеру, с карбомидным заводом в Туркменистане. Оттуда большая часть продукции отправляется на рынки Европы,  часть – в Казахстан и Среднюю Азию, Россию и Китай.

«Для туркменских клиентов также проработан маршрут и по итогам 2019 года перевезено около 100 тыс. тонн продукции», – отметили в порту.

Одни из самых приоритетных партнеров – это международные контейнерные линии, которые сейчас везут свои грузы в Казахстан и Среднюю Азию через порты Санкт-Петербурга и Прибалтики….

«Благодаря правильной выстроенной маркетинговой политике порта, позволило порту Актау привлечь такие грузы как: полипропилен, негабаритные грузы (оборудование – ветрогенераторы, техника), медь катодная. Также ведется работа по возобновлению отправки калийных удобрений. Увеличился спрос на строительные материалы, что позволило порту нарастить объемы цемента из Ирана, а также предоставить скидочные условия клиентам за гарантированный объем», – подчеркнули в порту Актау.

Между тем, по итогам 2019 года объем паромных перевозок снижен на 93 тыс. 993 тонны, что связано с переориентацией потока паромных грузов на порт Курык.

По мнению гендиректора порта Актау Абая Турикпенбаева, для паромных перевозок должен быть единый оператор.

«Мы предложили наш паромный комплекс передать в аренду в управление порту Курык. В связи с погодными условиями на Каспии зимой достаточно часто дуют северо-западные ветра, которые не позволяют нам работать. Иногда это доходит до 10 рабочих дней в месяц. Порт Курык находится в естественной бухте, которая защищена от зимних ветров, но, когда идут южные ветра, они тоже стоят», – рассказал он.

«По итогам 2019 через паромный комплекс порт Актау отправлено 2 тыс. 381 тонна паромных грузов против 96 тыс. 374 тонн за соответствующий период 2018 года. Перевалка вагонов из паромного терминала в 2019 году по направлению Баку – Актау – Баку морским путем составила 42 вагона, что на 0,1% больше аналогичного периода 2018 года», – отметили в порту Актау.

Менеджмет порта Актау сегодня занимается переориентацией основной деятельности морской гавани под контейнерные перевалки. В настоящее время мощности порта позволяют переваливать до 40 тыс. контейнеров в год. Стоит задача по увеличению этой цифры до 75-100 тыс. контейнеров в год. Для этого порт покупает новую технику, меняет процедуры, конфигурацию складов, вводит дополнительные сервисы, которые необходимы при контейнерных перевалках. Расширен и работает Актауский морской северный терминал, который позволил увеличить пропускную способность по генеральным грузам и контейнерам в два раза. Как ранее сообщалось, ожидается к 2023 году увеличение контейнерного потока до 300 тыс. TEU – двадцатифутовых контейнеров в год.

По итогам 2019 года общее количество обработанных в порту Актау контейнеров составило 9 333 единицы, или 14 324 ДФЭ (двадцатифутовых), что в разы больше показателя 2018 года – общее количество контейнеров составило – 1 тыс. 807 единиц, или 2 489 ДФЭ соответственно.

 «За 2019 год в общей сложности объем контейнерных грузов составил 185 тыс. 157 тонн против 30 тыс. 848 тонн за аналогичный период 2018 года, что связано с началом фидерного сообщения по маршруту Казахстан (порт Актау) – Азербайджан (порт Алят) с апреля 2019 года», – пояснили в порту Актау.

Как стало известно, в морском порту Актау разработана и реализуется инвестиционная программа, рассчитанная на 2016-2020 годы.

К примеру, в 2018 году фактический объем капиталовложений при плане 827 млн. 176 тыс. тенге составил 160 млн. 410 тыс. тенге, т.е. 19% к плану.

Инвестиции и капиталовложения были направлены, к примеру, на модернизацию погрузочно-разгрузочной техники и приобретение производственного оборудования порта было затрачено 343 млн. тенге, в том числе: проведена модернизация компонента автоматизированной системы управления инженерными системами порта на сумму 19,3 млн. тенге; проведена модернизация автоматической пожарной сигнализации в подсобном помещении для сплетения тросов, здании пожарной инспекции, здании дополнительных помещений КПП и противопожарной сигнализации объектов.

Кроме того, приобретено оборудование для перевалки калийных грузов на сумму 37,4 млн. тенге; закуплен автопогрузчик вилочный грузоподъемностью 5 тонн стоимостью 24 млн. тенге; приобретен спредер 20, 40 футовый полуавтоматический на сумму 40 млн. тенге; приобретена траверса для контейнеров 20,40 футовая на сумму 6 млн. тенге;  приобретен верстак двух тумбовый (3 ед.) на сумму 0,5 млн. тенге; приобретена электростанция передвижная дизельная на сумму 0,5 млн. тенге.

Основными причинами не исполнения инвестиционного плана связано с изменением срока разработки ПСД «Строительство морского вокзала с диспетчерской» на 2020-2023 годы, а также с недостаточностью необходимых средств на реконструкцию паромного причала в связи с введением в эксплуатацию паромного комплекса ТОО «Порт Курык и переориентацией транспортировки всех паромных грузов через порт Курык.

Объем капитальных вложений на 2019 год был запланирован в размере – 303 млн. тенге, в том числе приобретение и установка оборудования по перевалке контейнеров.

«Порт для новых маршрутов привлек компанию «Mediterranean Shipping Company» (MSС) – вторую в мире по вместимости контейнеровозов. С апреля компания  начинала перевозить контейнеры в направлении Алматы и Ташкента. В 2018 году был заключен меморандум о сотрудничестве с транспортной судоходной компанией CMA CGM со штаб-квартирой в Марселе, которая является самым крупным во Франции и третьим в мире морским контейнерным перевозчиком. Она намеревается использовать морской торговый порт Актау в качестве логистического хаба для импорта, экспорта и транзита контейнеров, погрузки и выгрузки судов. Кроме того, по организации морских перевозок и портовой деятельности нам обеспечивает привлеченная к управлению компания DP World (Дубай)», – сообщили в порту.

Более того, по данным портовиков, в рамках регулярных (линейных) контейнерных перевозок в Каспийском море между портами Актау и Каспиян (Иран) порт предлагает льготные условия. К примеру, по оплате услуг за заход судна в морской порт для производства грузовых операций (выгрузка/погрузка контейнеров) с последующим выходом из порта (судозаход), на услуги судозахода скидка 34,52% (без учета портовой буксировки).

«В рамках регулярных (линейных) контейнерных перевозок по маршруту ТМТМ в Каспийском море порт предлагает тоже льготные условия – по оплате услуг за заход судна в морской порт для производства грузовых операций (выгрузка/погрузка контейнеров) с последующим выходом из порта (судозаход), на услуги судозахода скидка 60,83% (кроме услуг портовой буксировки). На услуги по производству погрузочно-разгрузочных работ, выполняемых силами и средствами порта, действует скидка: за выгрузку/погрузку груженых 20-футовых контейнеров – 36,1%; за выгрузку/погрузку груженых 40 и 45-футовых контейнеров – 30,11%; за выгрузку/погрузку порожних контейнеров – 25,45%.

«Предусмотрены льготы и по оплате услуг за заход судна в морской порт Актау для производства грузовых операций (выгрузка/погрузка контейнеров) с последующим выходом из порта (судозаход) при: линейной перевозке на судне только контейнеров;  на маршруте перевозки контейнеров на данном судне, ограниченном портами одной линии. А также льготы по оплате услуг порта по производству погрузочно-разгрузочных работ, выполняемых силами и средствами порта, за выгрузку/погрузку груженых 20,40,45 футовых контейнеров при условии перевозки вышеуказанных контейнеров судном, осуществляющим линейную перевозку только контейнеров», – сообщили в порту Актау.

АО «Национальная компания «Актауский морской торговый порт» находится под управлением национальной компании «Казахстан темир жолы». 100% акций порта находятся в ее доверительном управлении.

Наталья БУТЫРИНА, Актау

17 февраля, 2020

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Мы на Facebook
Facebook Pagelike Widget
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели