Американский проект «Большой Каспийский регион» — дополнения
Геополитика и геоэкономика, Зарубежные материалы по Каспию, Колонка редактора

Американский проект «Большой Каспийский регион» — дополнения

В прошлом году редакция портал «Каспийский вестник» публиковала перевод программной статьи американского дипломата, длительное время проработавшего в странах Центральной Азии — Ричарда Хоугланда, под названием «Большой Каспийский регион: Конкуренция и сотрудничество» (THE GREATER CASPIAN REGION: COMPETITION AND COOPERATION), которая готовилась к публикации в журнале «CASPIAN AFFAIRS».

Однако в первом номере этого журнала статья вышла в более расширенном варианте и содержала помимо характеристики региона в целом и анализа интересов и политики США на Каспии, ряд существенных дополнений. С учетом этого редакция портала «Каспийский вестник» публикует перевод опубликованных дополнений.

В ранее опубликованной первой части содержалась оценка американскими аналитиками интересов внешних игроков на Каспии, а также России и Ирана.

Во второй части дополнений рассматриваются отдельные государства Большого Каспийского региона и их роль в происходящих здесь геополитических и геоэкономических процессах:

АРМЕНИЯ

После обретения независимости от Советского Союза Армения вступила в войну (1992-1994 годы) со своим соседом, новым независимым Азербайджаном, чтобы получить контроль над автономной областью Нагорного Карабаха в Западном Азербайджане.

По сей день Армения оккупирует Нагорный Карабах и семь прилегающих к нему районов — примерно 15 процентов территории Азербайджана. В настоящее время Армения является единственной страной в мире, военным путем оккупировавшей суверенную территорию другого независимого государства. Нагорный Карабах остается одним из «замороженных» или «затяжных» конфликтов бывшего СССР, хотя и отличается от других, поскольку Россия не разжигала там насилие, чтобы удержать Армению от объединения с Западом. После войны 1992-1994 годов международный орган, который стал организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе, создал процесс сопредседателей Минской группы по Нагорному Карабаху (Россия, Франция и США), который управляет конфликтом в этом регионе.

Процесс сопредседателей Минской группы по большей части поддерживал мир, за исключением серьезной четырехдневной вспышки в апреле 2016 года. Однако этот процесс еще не разрешил конфликт, и Армения и Азербайджан продолжают смотреть друг на друга «с кинжалами» над Нагорным Карабахом.

Армянская граница остается официально закрытой из-за сложных отношений Армении с Турцией на Западе. Не имея выхода к морю и имея Азербайджан на востоке, Армения имеет только один выход в мир через Грузию на севере и, в меньшей степени, через Иран на юге. Важный трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан, который транспортирует каспийские углеводороды в Западную Европу, в конце 1990-х годов обошел Армению из-за давних и неурегулированных конфликтов, хотя маршрут через Армению был бы гораздо логичнее, короче и дешевле. Армения по умолчанию вступила в союз с Россией и позволила России построить крупную военную базу в Гюмри. Армения вошла во вторую волну вхождения бывших советских республик в состав ЕАЭС. Однако, непростые отношения с соседями на Востоке и Западе держат эту маленькую страну, не имеющую выхода к морю, относительно изолированной и бедной.

АЗЕРБАЙДЖАН

Эта страна Южного Кавказа является ключевым прикаспийским государством. Азербайджан обязан своим богатством значительным газовым и нефтяным месторождениям, которые он полностью эксплуатировал после обретения независимости, пригласив западные компании в качестве инвестиционных партнеров. Но 1990-е годы не ознаменовали первую эру значительного западного присутствия и влияния в Азербайджане. Рокфеллеры, Ротшильды и Нобели — первые крупные западные инвесторы в каспийскую нефть Азербайджана — превратили Баку в солидный и блестящий космополитический европейский форпост в начале XX века. Президент Алиев укрепил власть и принес стабильность Азербайджану после того, как сразу после обретения независимости несколько номинально демократических, но слабых правительств потерпели неудачу.

Запад сохранил Своего рода любовно-ненавистнические отношения с Азербайджаном — «любовь», из-за его углеводородов и стратегического расположения, и «ненависть» из-за разногласий по вопросам прав человека и демократии.

Алиевы упорно трудились, чтобы поддерживать многовекторную внешнюю политику, балансируя между Россией, Европой и США, держа их на расстоянии вытянутой руки. Кроме того, Азербайджан поддерживает «правильные, но не слишком тесные» отношения со своим южным соседом-Ираном, в котором на севере проживает значительное меньшинство этнических азербайджанцев. Оба народа являются мусульманами-шиитами, но Азербайджан решительно светский, в то время как Иран сохраняет свой статус революционного Исламского государства. Кроме того, Азербайджан развивает позитивные военные и экономические связи с Израилем.

США проявляют интерес к Азербайджану по нескольким причинам. Во-первых, там крупные инвестиции американских углеводородных компаний. Азербайджан также был готов тесно сотрудничать с Западом в строительстве трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан, первого трубопровода в обход России для экспорта каспийских углеводородов в Европу. Начиная с 11 сентября, Баку также предоставил Вашингтону надежный перевалочный пункт для обеспечения американского присутствия в Афганистане и войска для международного присутствия там. Совсем недавно, 14 сентября 2017 года, ExxonMobil и Chevron приобрели 16% акций в нефтяном соглашении ACG, перспективное развитие, которое косвенно добавит импульс Южному газовому коридору. Тем не менее, добавление раздела 907 к закону о поддержке свободы, инициированное армянским лобби и направленное на ограничение военной помощи США Азербайджану сразу после 11 сентября, поставило заслон сотрудничеству между США и Азербайджаном в области безопасности, хотя это положение регулярно отменялось каждый год. Некоторые на Западе осудили назначение в феврале 2017 года жены Ильхама Алиева Мехрибан первым вице-президентом. Тем не менее, ранние признаки её работы интригуют, так как она медленно приводит к власти молодое поколение с международным образованием, тихо удаляя старое советское поколение. Первые результаты этого присутствия нового поколения говорят о том, что в Баку формируется более тонкая и изощренная внешняя политика. Время покажет.

ГРУЗИЯ

Несмотря на то, что Грузия была родиной Сталина, она всегда была занозой в боку Советского Союза, из-за своего непреклонного стремления сохранить свою собственную самобытность и историческую жизнерадостность. Грузия также была любимицей Запада с момента обретения независимости, не только из-за своих вин мирового класса, но и потому, что грузинский уроженец и министр иностранных дел Эдуард Шеварднадзе помог осуществить мирное падение Советского Союза, прежде чем стать первым президентом независимого грузинского государства. Впоследствии, после первой «цветной революции» (2003) на территории Советского Союза, президент Михаил Саакашвили обратился к Западу за членством в ЕС и НАТО. Ни одна из целей не стала реальностью, хотя обе международные организации риторически «держат дверь открытой». Отчасти это связано с тем, что Россия препятствовала продвижению Грузии на Запад, поддерживая стремление к независимости двух важных грузинских провинций — Абхазии и Южной Осетии, тем самым создавая два значительных «замороженных конфликта».

Фактически, Россия вторглась в Южную Осетию в 2008 году, когда Саакашвили недооценил российские и переоценил свои силы. ЕС сейчас предоставляет наблюдателей и миротворцев в Грузию по международному соглашению, но Россия медленно и неизбежно поглощает Южную Осетию.

КАЗАХСТАН

Казахстан почти в четыре раза больше Техаса, с населением чуть более 18 миллионов человек, Казахстан является еще одним ключевым игроком в Центральной Азии. Несмотря на то, что северо-западная часть Казахстана через Урал лежит на европейском материке, Казахстан сильно отличается от других игроков в регионе не из-за своей географии, а из-за решений, которые Президент Нурсултан Назарбаев и его правительство приняли в ближайшие месяцы после обретения независимости. Три из этих решений особенно важны.

 Во-первых, Казахстан отверг советскую командно-экономическую модель и вскоре после обретения независимости взял курс на макроэкономические реформы, в результате чего его банковская и другие финансовые системы находятся на одном уровне с современной Центральной Европой. Это означает, что Казахстан гораздо глубже интегрирован в мировую экономику, чем остальные четыре страны региона, которые все еще хромают вместе с обветшалыми остатками устаревшей командной экономики.

Во-вторых, что еще более важно, Президент Назарбаев после обретения независимости решил, что если Казахстан когда-нибудь станет крупным игроком на мировой арене, ему потребуется новое поколение дальновидных лидеров. Он создал программу «Болашак» («Болашак» означает будущее на казахском языке), которая отправляла молодых казахстанцев за границу для получения полного университетского образования и даже для некоторых дипломов. Он установил эту дальновидную политику в первые дни независимости еще до того, как Казахстан начал загребать богатства со своих каспийских нефтяных месторождений. Там сейчас 10000 выпускников программы «Болашак»,  глобализированной, часто многоязычной, молодежи, которая растет как в государственном, так и в частном секторах.

В-третьих, Казахстан, оказавшийся на момент обретения независимости с четвертым по величине ядерным арсеналом в мире, стал образцовым партнером США по нераспространению ядерного оружия. Президент Назарбаев привержен полной денуклеаризации, так как разрушения, которые советские ядерные испытания нанесли земле и населению вокруг Семипалатинска на северо-востоке Казахстана огромны. Десятилетние американо-казахстанские усилия по очистке площадки быстрого ядерного реактора-размножителя БН-350 в Актау достигли важной вехи в ноябре 2010 года, когда Казахстан обеспечил и заблокировал 3000 кг оружейного плутония и 10 000 кг высокообогащенного урана на Байкале-1, близ Семипалатинска, под гарантиями Международного агентства по атомной энергии.

КЫРГЫЗСТАН (КЫРГЫЗСКАЯ РЕСПУБЛИКА)

Кыргызстан, вторая по величине страна в Центральной Азии, размером с Южную Дакоту и с населением чуть более 5,6 миллиона человек, является второй беднейшей страной в регионе после Таджикистана. Вскоре после обретения независимости она завоевала на Западе репутацию «единственной демократии в Центральной Азии» с независимым парламентом, относительно свободными (хотя и предвзятыми) средствами массовой информации и активным гражданским обществом. США создали один из своих двух временных военных объектов, расположенных в Центральной Азии в Таджикистане вскоре после 11 сентября, для поддержки операции «Несокрушимая свобода» в Афганистане.  Киргизский объект, который находился в Международном аэропорту Бишкека, стал называться транзитным центром «Манас». Другой объект находился в Карши-Ханабаде в Узбекистане (см. ниже). Кыргызстан в целом провел относительно свободные и справедливые выборы, но он также стал свидетелем двух неконституционных свержений правительства, первое из которых свергло президента Аскара Акаева в 2005 году в ходе так называемой «тюльпановой революции», второе — президента Курманбека Бакиева в 2010 году.

Некоторые правозащитники на Западе приветствовали эти свержения как «демократию в действии»; тем не менее, они были неконституционными.

Кыргызстан сталкивается со значительными внутренними и внешними угрозами своей стабильности, в том числе со своей собственной нестабильной политической культурой. Нищета, которая свирепствует из-за того, что единственным значительным природным ресурсом страны является золото, а этнические различия, в первую очередь кыргызско-узбекские в бурной Ферганской долине, угрожают ей изнутри. В целом неохраняемые границы Кыргызстана и гористая местность означают, что угрожающие элементы — от террористов до наркодельцов, могут просачиваться извне без особого сопротивления со стороны слабых военных и правоохранительных органов государства. Кыргызстан развил сильное партнерство в области безопасности с Россией для устранения этих слабостей, создавая отношения, которые тревожат соседей Кыргызстана. Правительство президента Алмазбека Атамбаева было еще ближе к Москве после преждевременного закрытия Транзитного центра «Манас» в 2014 году. Это во многом удовлетворяет Кремль, но вызывает отвращение многих ближайших соседей Кыргызстана, которые предпочли бы более «многовекторную внешнюю политику» в Бишкеке.

ТАДЖИКИСТАН

Таджикистан, который немного меньше Висконсина и имеет население чуть более 8 миллионов человек, является второй по величине горной страной в мире (после Непала) и самой бедной страной в регионе. Таджикистан «хромает», экспортируя трудовых мигрантов в Россию. Он пришел к зависимости от денежных переводов от гастарбайтеров около 50% ВВП, один из самых высоких показателей в мире. Нынешний экономический спад в России угрожает социальной нестабильностью в Таджикистане, поскольку возвращающиеся рабочие сталкиваются с мрачными экономическими перспективами за рубежом и на родине. Экономика страны зависит от двух устаревших ресурсов: монокультуры хлопка, унаследованной в советское время, и алюминиевого толлингового завода Talco на востоке. К сожалению, Talco также является источником значительного загрязнения.

Президент Эмомали Рахмон (бывший Рахманов) из Хатлонской провинции на юге пришел к власти в ноябре 1994 года во время разрушительной гражданской войны между Севером и Югом (1992-1997 годы) в рамках соглашения о разделе власти при международной помощи. С годами Рахмон становится все более авторитарным.

Однако к Таджикистану следует относиться очень серьезно. Это прифронтовое государство для Афганистана и может иметь значительные месторождения природного газа, которые еще не полностью разведаны. Кроме того, он может стать крупным туристическим центром с более развитой инфраструктурой и более строгим соблюдением законности, из-за своей природной красоты.

ТУРКМЕНИСТАН

Чуть больше Калифорнии, с населением около 5,5 млн. человек, Туркменистан должен быть одним из самых перспективных государств региона, поскольку он может похвастаться четвертыми по величине запасами природного газа в мире и длинной береговой линией Каспийского моря. Вместо этого она стала чем-то вроде международной шутки – «Северная Корея Центральной Азии». Связывать их, конечно, дикое преувеличение, но Туркменистан действительно любопытная страна.

Туркменистан был удивительно хорошим, хотя и публично пугливым партнером для США, несмотря на свою официальную политику «постоянного нейтралитета», которая в целом избегает всех двусторонних отношений в пользу международных органов. В разгар операции «Несокрушимая свобода» в Афганистане Туркменистан спокойно обеспечил дозаправку в Ашхабадском международном аэропорту самолетов США и НАТО. Ашхабад долгое время поддерживал сдержанные дипломатические отношения с афганским Талибаном и поставляет природный газ на северо-запад Афганистана.

В последние годы США отстаивали или, по крайней мере, на словах поддерживали газопровод Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия (ТАПИ) в качестве средства связи между Центральной и Южной Азией в рамках инициативы администрации Обамы «Новый Шелковый путь». Провал этих усилий по ТАПИ на сегодняшний день, в первую очередь, обусловлен своеобразной и обреченной на провал политикой Туркменистана, не позволяющей международным нефтяным компаниям, обладающим финансовыми ресурсами для строительства такого трубопровода, кроме Китая, функционировать на суше в Туркменистане в производственных мощностях. США говорили о хорошей линии продвижения ТАПИ, но никогда серьезно не вкладывали значительный дипломатический капитал в обеспечение завершения проекта, как это было в 1990-е годы с трубопроводом Баку-Тбилиси-Джейан из Азербайджана в Турцию.

США не могут позволить себе низвести Туркменистан в комедийный клуб международных отношений, так как он граничит с Афганистаном и Ираном. Он мог бы обеспечить Европу природным газом по давно обсуждаемому Транскаспийскому газопроводу, если Туркменистан и Азербайджан когда-либо разрешат свой давний спор о владении значительными средне-каспийскими месторождениями природного газа. Как Россия и остальная часть Центральной Азии, развитие Туркменистана сдерживается низкими ценами на углеводороды, и некоторые наблюдатели предполагают, что экономика может достичь критической точки. Однако, если Туркменистан сохранит разумную степень экономической и политической стабильности, он может сыграть определенную роль в экономическом становлении Ирана в качестве ключевого пути для нового Экономического пояса Шелкового пути Китая, являющегося частью его инициативы «Пояс и путь».

УЗБЕКИСТАН

Чуть меньше Калифорнии и с населением чуть более 29 миллионов человек — на сегодняшний день самым большим в Центральной Азии — Узбекистан может стать экономическим центром региона. Но это не так. Страной после независимости управлял коварный бывший советский аппаратчик Ислам Каримов. Каримов изолировал Узбекистан от мировой экономики и удерживал страну в прошлом в условиях захламленной командной экономики, а также изнурительной импортозамещающей и валютной политики. Однако интересно отметить, что при Каримове Узбекистан считал себя естественным лидером Центральной Азии и, соответственно, всех тюркских народов, в том числе и в западном Китае. Узбекские официальные лица в начале 1990-х годов, как сообщается, хихикали в частном порядке, что цивилизованный Узбекистан учил «бессильных кочевников» в других частях региона «не мочиться в свои чайники».

Такое отношение основывалось на том, что города Великого Шелкового пути Узбекистана Самарканд и Бухара были центрами знаменитого арабского Возрождения Средневековья, оказавшего сильное влияние на западное Возрождение. Но былая слава не обязательно превращается в современные достижения.

Особенно пагубную репутацию Узбекистан приобрел при Каримове за репрессии и нарушения прав человека. Одним из многочисленных примеров таких нарушений является так называемая Андижанская резня в мае 2005 года. МВД и Силы национальной безопасности обстреляли толпу мирных экономических протестующих в городе Ферганской долины Андижане, убив по меньшей мере 200, но, возможно, до 1500 гражданских лиц. Международное правозащитное сообщество и США решительно осудили правительство Узбекистана за этот инцидент.

Это осуждение нашло отражение и в других отношениях между США и Узбекистаном. Узбекистан с согласия Москвы предоставил США доступ к своей авиабазе в Карши-Ханабаде на юге Центрального Узбекистана почти сразу после 11 сентября для поддержки американских военных в операции «Несокрушимая свобода» в Афганистане. Американские дипломаты [включая автора], которые вели переговоры по этому соглашению, помнят марафон 36-часовой переговорной сессии. Когда расплывчатые глаза дипломатов после подписания соглашения вернулись в гостиницу «Интерконтиненталь» в Ташкенте, они встретились с взволнованными узбеками, смотрящими CNN в холле гостиницы, которые кричали: «Смотрите! Мы помогаем тебе бомбить талибов!» Началась воздушная война в США.

Конец 2001-2005 годов мог бы стать своего рода золотым веком для американо-узбекских отношений, но Андижан помог положить этому конец. Громкое осуждение Вашингтоном Ташкента за резню способствовало принятию Узбекистаном летом 2005 года решения об аннулировании соглашения об использовании США Карши — Ханабада. Ташкент аннулировал соглашение по той дополнительной причине, что обнаружил, что Кыргызстан получает арендные платежи из Вашингтона за использование Аэропорт Manas International, в то время как Узбекистан не получал такого возмещения по условиям первоначального американо-узбекского соглашения для Карши-Ханабад. Ташкент попросил пересмотреть соглашение, но тогдашний министр обороны США Дональд Рамсфелд не согласился с этим. Правящая верхушка Ташкента, уже раздражённая осуждением в США своих действий в Андижане, сказал: «Хорошо. До свидания!», отправив американо — узбекские отношения в глубокую заморозку на десятилетие. Только недавние действия России на востоке Украины и аннексия Крыма, наряду с ловкой американской дипломатией, заставили лидеров в Ташкенте пересмотреть отношения с США. В то время как относительно реформированный и все более глобализированный Казахстан, похоже, оставляет Узбекистан в пыли, США не могут игнорировать эту важную центральноазиатскую нацию. На самом деле, есть больше причин, чем когда-либо уделять пристальное внимание этому государству. Президент Каримов скончался в сентябре 2016 года, а Шавкат Мирзиёев стал вторым президентом Узбекистана с момента обретения независимости путем мирного перехода власти. Первоначальные усилия Мирзиеева по реформированию финансово — экономической политики Узбекистана, которые были заморожены в советском прошлом, вполне могли бы поставить страну на путь становления региональной державы. Могут потребоваться годы, даже десятилетия, чтобы наверстать упущенное, но эти реформы — шаг в правильном направлении. Кроме того, усилия Мирзиеева по улучшению непростых отношений с соседями, особенно с Казахстаном, могут изменить ситуацию в регионе. Только время покажет.

7 марта, 2019

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Наши партнеры
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели