Научный сотрудник Института экономики РАН Александр Караваев в интервью «Вестнику Кавказа» поделился своим мнением о результатах встречи министров иностранных дел Туркменистана, Азербайджана, Грузии и Румынии, посвященной развитию международного транспортного коридора «Каспийское море – Черное море» (МТК КМЧМ).
Российский эксперт, в частности, отметил, что инициативы по развитию транспортных маршрутов в регионе нанизываются одна на другую. Дорога для МТК КМЧМ уже есть. Она основана на базе двух других коридоров – Транскаспийского и «Ляпис-лазури» и отличается только тем, что подразумевает транспортировку грузов из порта Туркменбаши через Каспий в Азербайджан, далее до Грузии по железной дороге Баку-Тбилиси-Карс (БТК), и снова паром (через Черное море). Как вариант — перевалка сухих грузов в порту Поти и по Черному морю в румынский порт Констанца. «Надо исходить из того, что новый маршрут — это просто название той транспортной логистики, которая уже есть», — отмечает Караваев.
Каждая новая инициатива в сфере международных транспортных коммуникаций имеет две стороны. Политическая, связанная с вопросами геополитики, когда объявляется о том, что ряд государств будет привлекать свои средства для улучшения логистики. И экономическая, когда возникает вопрос, подключится ли бизнес к этому проекту. «Это касается не только маршрута «Каспийское море — Черное море», но и проектов «Один пояс — один путь», «Ляпис-лазурь», МТК «Север-Юг». И какой бы коридор не обсуждали, начиная с постройкой Суэцкого канала, Панамского канала, во главе угла — политическая необходимость, — отметил Караваев. — Вопрос только в том, достаточно ли ресурсов, чтобы отладить всю цепочку этого коридора, сделав ее выгодной для бизнеса». А это, по словам эксперта, обуславливается наличием товаропотока. В случае с коридором «Каспийское море – Черное море» товаропоток есть, но он пока не может быть поднят до тех величин, которые планируются в долгосрочной перспективе.
По мнению Караваева, участники проекта ориентируется на привлечение доли трансрегиональных перевозок маршрута ЕС-Китай. Региональные отрезки, такие как коридор «Каспийское море – Черное море», могут существовать только если будет развиваться местная промышленность, ориентированная на соседние страны, например, Азербайджан — на Грузию, Грузия — на Румынию. И если они смогут привлечь 1-2% от уже сформировавшегося Китаем и ЕС потока грузов, этого будет достаточно, чтобы говорить об успехе проекта. Сыграют роль и экспортные поставки туркменского сжиженного газа в Констанцу.
Александр Караваев также заметил, что для таких проектов как транзитный коридор «Каспийское море – Черное море» нужна дешевая и хорошо управляемая логистика. По мнению эксперта, говорить о развитии коридора без связки с развитием региональных экономик не приходится. Шансы развития нового коридора увеличились бы в том случае, если бы его активным участником стал Узбекистан, который мог бы поставлять свои товары (хлопок, сельхозпродукция и др.) на европейские рынки и в обратном направлении.
Для России же новый коридор — чисто ведомственная история. Не исключено, что в будущем РФ воспользуется этим маршрутом, так же как использует в настоящее время БТК для поставок своего зерна на мировой рынок. Уже создано совместное российско-азербайджанское предприятие, которое будет осуществлять экспорт зерна в Турцию, что поможет разгрузить Новороссийск при экспорте зерна из Ставрополя.
На фото конечный пункт МТК КМЧМ — порт Констанца
Добавить комментарий